ГОРОД, УСТРЕМЛЕННЫЙ В КОСМОС
У Кира Булычева есть фантастический рассказ, связанный с этими местами. Космонавт отправляется в путешествие со скоростью, близкой к скорости света. Он знает, что, когда вернется, все на Земле изменится и мир, который он покидает, существовать больше не будет. Он безвозвратно затеряется в прошлом. И вот тут космонавт вспоминает берега реки Вологды, поросшие ивняком, маленькие одно- и двухэтажные домики... И вдруг понимает, что по возвращении на Землю в Вологде его встретит именно этот пейзаж.
Наверное, это только кажется, но я тоже постоянно чувствовал здесь неразрывную связь времен: прошлого, настоящего и будущего. Неторопливый северный город, который миновала чаша Второй мировой - здесь не было бомбежек, сюда ехали в эвакуацию. И Космос тут присутствует столь же тонко. Да, конечно, вот "бюст на родине" космонавта Павла Беляева, напарника Алексея Леонова во время его исторического выхода в открытый Космос. Судьба распорядилась так, что Павла Беляева уже нет с нами. Но Леонов и теперь часто приезжает в Вологду, где часто бывал со своим товарищем - и влюбился в этот замечательный город.
...Памятник Беляеву стоит напротив театра, на фасаде которого афиша: "Премьера! Фантастическая история "Маленький принц". Антуан де Сент-Экзюпери". Мистика? Наверное, нет - обычная закономерность.
Говорят, город Вологда назван по имени реки, на которой стоит, а не наоборот. Есть две версии того, как появилось само название "Вологда". Первая - угро-финская: "вологда" в переводе означает что-то вроде "белая река". Вторая - новгородская: якобы ушкуйникам во время своих походов в эти земли часть пути приходилось тащить свои ладьи волоком между реками Сухоной и Шексной. И вот якобы от слова "волок" и извечного северного словечка "да" ("дак") и родилось название "Вологда": "волок да".
На самом деле сегодняшний Вологодский кремль - вовсе и не кремль. Настоящий кремль, построенный Иоанном Грозным, был огромным сооружением - больше Московского Кремля. А теперешний - это подворье архимандрита, занимавшее не более 12 процентов территории "большого" кремля, чьи стены и башни простояли достаточно долго и были разобраны французскими военнопленными, когда Вологда получила статус губернского города. И понадобился строительный материал для каменных домов. Ну а кремль - куда же городу без своего кремля? Пришлось приспособить на эту роль подворье архимандрита - Софийский собор, церкви, стены с башнями. Все как в Кремле.
Тем не менее, несмотря на революции, пятилетки и перестройки, деревянная Вологда не исчезла. Правда, "резного палисада" (как в песне) вы здесь не найдете. Северная традиция попросту его не предусматривает. И вот теперь иные туристы разглядывают и фотографируют резные наличники и ставни: "Ах, какой палисад!" На самом деле "Песняры" написали эту песню, ни разу до этого в Вологде (да и вообще на Севере) не побывав. Приехали они сюда позже, когда уже, как говорится, из песни слова не выкинешь. Что ж, песня получилась хорошая, здесь ее любят. А палисад... одним мифом больше.
С Софийским собором тоже связано много легенд и преданий. Ну, во-первых (это, во всяком случае, достоверно), он нетрадиционно ориентирован на стороны света. В православных храмах алтарь всегда ориентирован на восток, а здесь - почти что на северо-восток. Зато красиво смотрится с реки... Еще одна легенда такая. Иоанн Грозный, который, как говорят, собирался перенести сюда свою столицу, лично присутствовал при постройке собора. И вдруг откуда-то сверху сорвался кирпич и упал царю не то на голову, не то рядом (скорее всего, все же не на голову - тогда вряд ли выжил бы даже столь грозный монарх). Иоанн Васильевич якобы после этого Вологду проклял, Софийский собор освящать запретил и отбыл в Москву. Правда это или вымысел, но так и простоял собор, не освященный до самой смерти Грозного-царя.
Что касается деревянных кварталов, то они трепетно оберегаются городскими властями и общественностью. В эти кварталы свозятся оставшиеся деревянные домики с окраин - оттуда, где им уже не сохраниться. А если на охранной территории затевается новое строительство, то проект должен быть согласован с главным архитектором Вологды. Кстати, если строится в таком месте кирпичный дом, его обязательно придется обшивать деревом - чтобы глаз не резало и пейзаж не меняло.
Из царей здесь почитают еще и Петра Великого. Кстати, первый в Вологде музей - это домик Петра. Вернее, не самого Петра, а голландских купцов и дипломатов Ивана и Адольфа Гоутманов. Но Петр не раз останавливался у них - в этом типичном голландском домике, как будто чудом перенесенном сюда, в Северную Русь, откуда-нибудь из предместий Амстердама.
Рядом с музеем Петра (пока еще не открылся литературный музей) собираются почитатели поэта Николая Рубцова, вологжанина и петербуржца. А вот и памятник - идет он себе вдоль набережной, от домика Петра к дому Шаламова: "Печальная Вологда дремлет// На темной печальной земле,// И люди окраины древней// Тревожно проходят во мгле". И рядом с Софийском собором Рубцов непременно остановится поболтать с Константином Батюшковым. Памятник поэту-воину неожиданный: не конный и не пеший - усталый конь пасется рядом с усталым поэтом.