ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ АВТОСТРАХОВАНИЕ: ЗАЧЕМ И КОМУ ЭТО НУЖНО?
Уважаемые читатели! Мы открываем новую рубрику, посвященную рынку страхования. Во всем мире страхование - обязательный элемент цивилизованного образа жизни, атрибут предусмотрительности, основательности и благополучия. Кроме того, это один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики.
Страховой рынок России развивается в русле мировых тенденций, у нас давно сложилось профессиональное страховое сообщество, есть свои признанные лидеры - крупные, солидные фирмы, развиваются и совершенствуются современные и перспективные виды страхования.
Но, к сожалению, страхование пока не стало неотъемлемой частью жизни каждого россиянина, у нас как-то нет привычки думать о будущем, не надеяться на "авось", а значит, и страховаться от возможных неприятностей.
Сказывается и то, что в огромном вале разнообразной информации о страховании обычному человеку довольно трудно разобраться.
Вот этот пробел мы и попытаемся восполнить на страницах газеты. Мы будем рассказывать о новых услугах страховых фирм, объяснять необходимость того или иного полиса, информировать о новостях в мире страхования.
Достоверно
Сегодня в России насчитывается около 30 млн автотранспортных средств. Темпы прироста парка увеличиваются ежегодно на 8 процентов.
В 2001 году в стране было зарегистрировано 164 403 ДТП (+ 4,3 процента по сравнению с предыдущим годом). Только за 9 месяцев 2002 года прирост показателей по ДТП составил 14 процентов.
Первое место по числу дорожно-транспортных происшествий занимает Москва. Второе место у Петербурга. И снижения этого показателя не предполагается. Рост количества выдаваемых прав на вождение, незначительный объем строительства дорог будут и далее способствовать увеличению числа ДТП.
Старая русская пословица гласит: "знал бы где упадешь, подстелил бы соломки". Для автолюбителей такой соломкой должен стать вводимый с 1 июля 2003 года закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности владельцев всех автотранспортных средств (АГО). Объектом обязательного страхования объявляются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших.
Хотя закон вступает в силу летом, штраф за отсутствие страховки начнут взимать только с 1 января 2004 года. В то же время глава о компенсационных выплатах в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших вступит в силу только с 1 июля 2004 г. Такой поэтапный ввод закона связан с необходимостью "обкатать" аспекты новых отношений между страховщиками и всеми участниками дорожного движения.
В первый раз закон об обязательной "автогражданке" пытались ввести еще в 20-х годах прошлого века, потом о необходимости такого закона всерьез заговорили в 70-х. И все равно, вводимый сегодня закон единодушно называется необходимым, но сырым. Детали и тонкости будут "дорабатываться с колес", ведь всех сюрпризов, которые может принести дорога, не предусмотришь.
Аналогичные законы давно действуют во всем мире - в Европе за чертой "автогражданки" оказались только Россия и Армения, а в целом на земном шаре всего тридцать государств обходятся без этого вида страхования.
НЕ СИЛА, А ЗАКОН
При всех несовершенствах нового закона невозможно не признавать главного - отныне "разборки" на дорогах должны перейти в правовое русло. Так что теперь преимущество при ДТП получает не тот, у кого больше связей и денег, а тот, у кого есть страховой полис.
В первую очередь АГО выгодно стороне, пострадавшей в ДТП, будь то автомобилист или пешеход, - компенсацию убытков будет выплачивать не сам нарушитель - попробуй добейся у него денег на ремонт или лечение, - а его страховая компания.
С другой стороны, если автовладелец сам стал виновником ДТП, то страховой полис защитит его от финансовых требований пострадавших. Никаких "счетчиков" - полагающиеся расходы покроет страховая компания.
Автомобиль является источником повышенной опасности, а значит, его владелец несет ответственность перед третьими лицами. Эта ответственность страхуется по полису АГО.
Стоит напомнить, что страхование автомобиля как имущества и страхование ответственности владельца - вещи разные. Ремонт автомобиля виновника ДТП страховая компания по условиям АГО не оплачивает, для этого нужно заключать договор добровольного страхования автомобиля.
И еще один момент - страхование гарантирует защиту финансовых интересов виновника аварии, но не снимает с него уголовной ответственности.
О КАКИХ СУММАХ КОМПЕНСАЦИИ ИДЕТ РЕЧЬ?
Предельная сумма страховых выплат по АГО составляет 400 тыс. руб., из которых 160 тыс. руб. выплачиваются за ущерб, причиненный личности (до 240 тыс. руб. в случае причинения вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших), 120 тыс. руб. - за вред, нанесенный имуществу (до 160 тыс. руб. при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших).
В принципе, для компенсации убытков при среднестатистической аварии таких выплат вполне достаточно.
Однако покупка страхового полиса АГО не означает, что теперь можно стать "убийцей мерседесов" и постоянно попадать в аварии. Каждая авария автоматически вводит дополнительный повышающий коэффициент, так что на следующий год вы заплатите за страховой полис значительно дороже.
СКОЛЬКО СТОИТ ПОЛИС АГО?
При определении тарифов по АГО было сломано немало копий. Автолюбители отнеслись к новому закону как к очередному налогу, а страховщики, учитывая многочисленные риски, как к заведомо убыточному бизнесу.
В результате долгих споров базовый тариф страховки был определен в 1980 рублей с введением массы дополнительных коэффициентов.
Так, для Петербурга введен коэффициент 1,8, для Москвы - 2. Следовательно, базовая стоимость полиса АГО для автолюбителей Петербурга, без других учетоповышающих коэффициентов, составит 3564 р. В провинции полис будет стоить значительно дешевле.
Согласитесь, это справедливо - одно дело гонять по пустой трассе между деревней и областным центром, рискуя врезаться лишь в стадо коров, и совсем другое - пробираться через пробки в центре мегаполиса.
Помимо региональных коэффициентов, вводятся коэффициенты за возраст водителя, опыт вождения, статистику аварийности и мощность двигателя. Если ездить без аварий, то на следующий год можно получить скидку.
Итак, дороже всего страховка обойдется молодым людям без водительского стажа, разъезжающим по столицам на мощных авто. Им полис может обойтись в 300 долларов. В то же время сорокалетний владелец "жигулей", имеющий большой опыт безаварийного вождения, в глубинке может застраховаться всего на лишь 800 рублей.
Более того, "подснежники" или пенсионеры, которые пользуются автомобилем только для поездок на дачу, могут оформить страховку на полгода - с мая по октябрь - и оплатить ее с коэффициентом 0,7.
ГДЕ И КАК КУПИТЬ ПОЛИС?
По закону заниматься страхованием АГО могут страховые компании имеющие не менее двух лет стажа работы с автострахованием и вступившие в соответствующие союзы страховщиков автогражданской ответственности.
Разумеется, при выборе компании прежде всего необходимо обратить внимание на наличие у компании лицензии на право страхования АГО. Лучше выбирать опытные, известные фирмы. Если фирма специализируется только на автостраховании, то ей неоткуда будет взять резервы для погашения возможных убытков, тогда как многопрофильные компании всегда изыщут возможность покрыть убытки из доходов полученных в других сферах.
Важно обратить внимание на дополнительные услуги, например, на возможность выезда аварийного комиссара, сопровождение дел в суде, легкость и доступность заключения договора, его исчерпывающие формулировки, исключающие в дальнейшем двойное толкование и попытки отказать в выплате компенсаций.