ТЕЛЕФОНИЗАЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ ПРОГРЕССА

Еще недавно человека не мучили проблемы выбора - такового просто не было. Стандарт Russian Dream - семья, квартира, дача, машина (хоть и "Запорожец"). "Букет" обязательно предусматривал наличие телефона. Вопрос "какого?" звучал дико. Для "населения" существовала исключительно городская телефонная сеть, и только "особо приближенные" знали о "смольнинской вертушке", аппарате ВЧ или радиотелефоне "Алтай" в машине. Да и за "обычный" телефон еще требовалось побороться.

Сейчас ситуация изменилась. Петербургская телефонная сеть (ПТС) перестала быть монополистом, в городе работают операторы телефонной, сотовой и радиосвязи, даже школьницы сплетничают по мобильникам... Младших продвинутые родители загоняют домой грозными сообщениями на пейджер... В общем, жить стало веселее. Главная обозначившаяся тенденция - крутой взлет распространения мобильной связи (по России за 2002 год, по данным J"son & Partners, - на 121 процент) на фоне традиционно невыразительного 5-процентного роста числа абонентов "традиционной" (проводной) связи. Агентство EMC установило, что в США больше половины населения страны - абоненты сотовой связи. Казалось бы, что нам до благополучного Запада? Однако и в российских регионах число региональных абонентов мобильной связи в течение прошлого года утроилось, а в Самаре, Краснодаре и еще некоторых регионах - даже превысило число абонентов стационарной связи. Конкурентной борьбы между сотовой и стационарной связью не получится. Качество проводной связи, особенно в провинции, - ниже уровня критики, ее улучшение требует очень серьезных инвестиций, отсюда - необходимость повышения тарифов, которые сегодня обеспечивают порядка 85 процентов от уровня окупаемости. А сотовые тарифы, безусловно, будут снижаться - в Западной Европе конкуренция уже довела несчастных операторов сотовой связи до бесплатной раздачи трубок. "Вымпелком" в ряде регионов России тоже уже начал обеспечивать бесплатными трубками и льготными тарифами инвалидов и ветеранов. Если к этому добавить, что уровень телефонизации в российской глубинке крайне низок (в среднем в городах проводной телефон имеют 30 процентов семей, в селах - 11 процентов), развивается она крайне медленно и обходится раза в три дороже сотовой, то становится очевидно, что сотовая связь побеждает "за явным преимуществом". Но если человеку все же нужен именно стационарный телефон, то первое, что ему приходит в голову, - это родной телефонный узел. Опуская обычные прелести общения с российской бюрократией, остановимся на том, чего избежать никак не удастся. Это - очередь. В ПТС на установку телефона стоят десятки тысяч человек. Скорость подключения зависит не столько от того, когда была подана заявка, сколько от района и даже квартала проживания очередника. Говорят, что срок установки телефона - месяц после приема заявления, но обычно технические возможности связистов не позволяют его соблюдать. К тому же есть такое не бросающееся в глаза понятие, как "наличие технической возможности". А есть она, если верить связистам, далеко не всегда. Пример из жизни: семейная чета (пенсионер, ветеран, инвалид, участник ВОВ...) живет в "телефонизированном" доме и хочет заменить спаренный телефон на персональный. Казалось бы, проблем быть не должно. Однако хочет она этого с 2000 года, в течение уже 3 (трех) лет, потому что той самой "технической возможности" нет и никто не говорит, когда она может появиться и появится ли когда-либо... Цитата: "Телефонный узел в срок до 1 месяца после письменного обращения сообщает заявителю о наличии или отсутствии возможности заключения с ним договора. В случае отсутствия такой возможности заявление берется на учет и удовлетворяется в порядке очередности поступления при появлении технической возможности". Так что 1 месяц - это вовсе не срок установки телефона. Есть у ПТС и другие не очень приятные особенности. У знакомого в доме, когда устанавливали домофон, задели в распределительной коробке телефонный провод, идущий к его квартире. Полдня ушло на звонки в бюро ремонта. Затем - хотя неисправность была очевидно не связана с проводкой внутри квартиры - бюро ремонта категорически потребовало, чтобы он был дома через день, когда придет мастер. В назначенный день, отпросившись с работы, он честно ждал дома с самого утра. В 5 часов вечера он узнал, что делать это было совсем не обязательно. Риторические крики: "Кому это надо было?", "Да они там что, совсем...?", конечно, повисли в воздухе. Зато человек разрядился. Говорят, полезно. Как уже говорилось, ПТС перестала быть монополистом и капризный клиент, которого сервис ПТС не удовлетворяет, может попробовать телефонизироваться у других операторов проводной связи. Однако тарифы быстрой телефонизации - явно не для пенсионеров, да и нервному трудоспособному населению лучше их не смотреть - счет за подключение может составить десятки тысяч рублей, а месячная абонентская плата - тысячи. Есть и близкие к тарифам ПТС расценки, но тогда тоже придется ждать. К тому же оплачивать, как правило, кроме абонентской платы, придется еще и каждую минуту разговора, что не всем подходит. Но если вдруг клиенту повезло и ему готовы поставить телефон, надо иметь в виду, что телефон телефону - рознь. Одно дело - быть подключенным к современной цифровой станции (их доля - порядка 30 процентов), и другое - к устаревшей аналоговой развалюхе. Позже, может быть, и удастся переключиться с аналоговой станции на цифровую, но, во-первых, еще неизвестно, будет ли это "технически возможно", а во-вторых, будет стоить 1890 рублей. Количество услуг, предоставляемых операторами связи, превышает все мыслимые пределы, и перечислить услуги даже одного из них в объеме газетной статьи - совершенно невозможно. Только некоторые, самые ходовые из услуг ПТС: • доступ по проводной сети с выделением абонентского номера (а бывает и беспроводной доступ, и телефоны с односторонней связью); • в нетелефонизированном помещении - 3150 руб. плюс 250 руб. за установку; • в телефонизированном - 2887,5 руб. плюс установка. Льготная и бесплатная установка производится только по адресу прописки абонента и только при первой телефонизации, следующие придется оплачивать полностью. • Разделить спаренный телефон на самостоятельные номера можно за 1436,4 руб., причем если сосед согласен "делиться", то расходы можно поделить пополам. Если же нет, то кроме оплаты полной суммы услуги придется еще и получить его официальное согласие. Инвалидам войны, 1-й и 2-й групп общего заболевания, участникам войны и приравненным к ним это обойдется в 718,20 руб. • Доплатив 1890 руб. при подключении к сети или при замене номера (такая замена стоит 420 руб.), можно подобрать "красивый", запоминающийся номер. • За 42 рубля можно временно отказаться от услуг ПТС, в случае, скажем, длительной командировки, тогда абонентскую плату за время отключения вносить не придется. • Замена номера телефона на номер АТС с ADSL1 стоит 1575 руб. Телефоны индивидуального пользования, используемые как служебные (справочные, для работы на дому) и переданные в средства массовой информации, переоформляются на служебные (с соответствующим изменением тарифа). В случае образования задолженности перед ПТС (обычно - недели через 3-4) абоненту заказным письмом придет уведомление и через 10 дней телефон отключат. Оплатив долг, об этом обязательно надо сообщить на телефонный узел, иначе включения придется ждать очень долго. Кроме того, если долго тянуть с погашением долга, придется внести абонентскую плату (а возможно, и пени) за все время отключения. Говорят, Министерство связи готовит новые Правила пользования телефонной связью...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.