ЯХТУ СПАСТИ НЕ УДАЛОСЬ
В минувший понедельник стало известно, что еще 17 апреля в районе Азорских островов потерпела крушение российская яхта "Самба-II" - прошлым летом отправилась она из Петербурга в свое кругосветное плавание, посвященное 300-летнему юбилею нашего города, и вот печальный итог этого амбициозного замысла. Одно отрадно: весь ее экипаж был спасен американским грузовым судном "Атлантик форест" - между прочим, бывшим флагманом российского торгового флота "Алексеем Косыгиным", проданным еще в девяностые годы одной из американских компаний.
Утром 17 апреля 262-метровый лихтеровоз подошел к терпящей бедствие 10-метровой шхуне и, прикрыв ее своим гигантским корпусом от ветра и волн, принял на борт яхтсменов. Многострадальную яхту со сломанной фок-мачтой пришлось тогда же затопить прямо на месте. А вот трое наших моряков - Сергей Афонин, Александр Шмигельский и Виктор Григорьев - уже в воскресенье были доставлены в Новый Орлеан (штат Луизиана), за что капитан "Атлантик форест" уже получил письменную благодарность от посла РФ в США Юрия Ушакова. Уже завтра все яхтсмены - по информации капитана "Самбы" Сергея Афонина, они чувствуют себя нормально - авиарейсом "Вашингтон - Москва" должны отправиться обратно на родину.
В жестокий 10-балльный шторм в районе Азор яхта попала на переходе с Канарских островов. И если посмотреть на карту Атлантики, то легко будет понять, что в этот момент "Самба" шла курсом, противоположным направлению продолжения кругосветки, - она возвращалась обратно в Петербург! А виной тому, что плавание, подготовка к которому шла целых три года, пришлось прекращать досрочно, стала банальная нехватка денег. Трудности у организаторов проекта возникли еще в процессе подготовки к плаванию - спонсорских средств хватило только на постройку и оснастку двухмачтовой шхуны. Но нашим подвижникам во главе с Сергеем Афониным все-таки верилось, что все у них получится.
Однако уже к октябрю прошлого года, когда яхта пришла на Канары, стало ясно, что Фонд возрождения Императорского Морского невского яхт-клуба, собиравшего спонсорские средства, больше не в состоянии поддерживать этот проект. Поэтому все члены первого экипажа за исключением капитана, оставшегося зимовать на Канарах, в разное время вернулись на родину. А 2 апреля Сергей Афонин вместе с прилетевшими из России товарищами вышел в море и взял курс домой.
Увы, как мы уже знаем, даже и этим планам не суждено было сбыться - свирепый, затянувшийся на целую неделю шторм сначала сорвал с борта "Самбы" пластиковую спасательную шлюпку, затем волны взломали люк, и внутрь шхуны стала поступать вода. В конце концов лопнул ватерштаг - снасть, обеспечивающая прочность корпуса судна. А в довершение всех бед сломалась фок-мачта. Впрочем, наши моряки до конца боролись за живучесть судна - в течение еще тридцати часов им удавалось идти на дизельном двигателе. Но затем, когда из-за попадания в топливные цистерны воды и грязи мотор заглох, стало ясно, что спасти яхту уже невозможно.
И 16 апреля в полдень по Гринвичу яхтсмены вынуждены были прибегнуть к последнему средству спасения - сигналу SOS. Правда, он оказался таким слабым, что спасательные службы смогли бы определить лишь долготу нахождения яхты, - это означало, что ее пришлось бы искать на огромном пространстве от Азорских островов до Ньюфаундленда. Но времени на это уже не оставалось, и тогда яхтсмены в последней надежде на спасение пустили в ход ракетницы и дымовые шашки. И здесь им наконец повезло - несмотря на то что по роковому стечению обстоятельств находились они в районе неинтенсивного судоходства, их сигналы все-таки заметили с борта американского лихтеровоза "Атлантик форест".
О том, что было дальше, читатель уже знает: "хотели, как лучше - а получилось..." Но, как выяснили те наши коллеги, которым удалось пообщаться с Сергеем Афониным, дурного предзнаменования в произошедшем он не видит. И уже собирается строить новую яхту - без этого моряк, которому не раз доводилось бывать в самых сложных ситуациях, уже не может.