ДОБРАЯ УЛЫБКА МЭТРА

ЗНАМЕНИТЫЙ РОССИЙСКИЙ КИНОРЕЖИССЕР ВИТАЛИЙ МЕЛЬНИКОВ 1 МАЯ ОТМЕТИТ СВОЕ 75-ЛЕТИЕ

Сколько я знаю Виталия Вячеславовича, он всегда приветливо улыбается при встрече. Хотя, конечно, бывали в его творческой жизни ситуации, когда было не до улыбок. Особенно если ты занимаешься режиссурой. А уж тем более если ты ставишь фильмы на родной киностудии, в своем Отечестве. Ученик Сергея Юткевича и Михаила Ромма, классиков советского кино, Мельников сам давно стал мэтром российского кино. Его путь был непрост, но на удивление удачен. Наверное, потому, что режиссер всегда любил и любит своих героев. Будь то незадачливый начальник Чукотки или ефрейтор Збруев, музыкант Сарафанов из "Cтаршего сына" или бедняга Варенный. А еще было в биографии немало других любимых зрителями картин, где рассказывалось о том, как мама вышла замуж, или о том, как мятущийся интеллигент Зилов собирался на утиную охоту ("Отпуск в сентябре"). C каким-то невероятным упорством Виталий Мельников в юбилейный для себя год движется к осуществлению своей давней мечты - закончить трилогию о российских самодержцах ХVIII века. Вот-вот выйдет на экраны завершающий фильм цикла - "Бедный, бедный Павел". А до этого были и "Царская охота", и "Царевич Алексей". За полувековую жизнь в кино у Виталия Вячеславовича накопилось немало забавных историй, которые бы могли составить целую книгу. А пока в канун юбилея мы позволим себе вспомнить некоторые из них, которые снова заставят нас улыбнуться и погрустить, как это происходит почти всегда, когда в титрах фильма стоит: режиссер Виталий Мельников. "ДРУЖБА НАРОДОВ" НА СКОВОРОДКЕ Виталий Мельников учился во ВГИКе в суровые 40-е годы. Как иногороднему студенту, ему дали место в общежитии. По которому бродили неприкаянными два грузина - Резо Чхеидзе и Тенгиз Абуладзе. Потом компания пополнилась испанцами, которых привезли в СССР в 1938 году. Затем в компанию прибились болгары и даже один серб. Жили коммуной и, когда появлялись у кого-нибудь деньги, устраивали пиршество. Испанец Роберто Маркано готовил тортилью на огромной сковородке, которую в шутку называли "дружба народов - надежный оплот". Под экзотической тортильей скрывалась обыкновенная жареная картошка, которую заливали яйцами и украшали испанскими специями. Однажды, когда картошка была уже готова, выяснилось, что кто-то украл целый десяток яиц. Время-то было голодное! Расследование ни к чему не привело. Пришлось есть тортилью без яиц, как обыкновенную жареную картошку. КУКУРУЗА И СОБАКИ - ЭТАПЫ КИНОКАРЬЕРЫ После окончания ВГИКа пришлось молодому режиссеру идти в документальное кино, так как в игровом случился печально известный период малокартинья. И пришлось Виталию Мельникову снимать пафосную картину под воодушевляющим названием - "Кукурузу - на Северо-Запад!". Тогдашний лидер партии и государства Никита Хрущев очень увлекался идеей сделать кукурузу царицей полей. Но в погодных условиях Мурманска кукуруза не желала расти. Пришлось выбирать объекты для съемки поюжнее. Фильм все-таки сняли, А потом сняли и Хрущева. Когда же Виталия Вячеславовича пригласил работать на "Ленфильм" Иосиф Хейфиц, то дебютанту игрового кино доверили поставить фильм... без актеров. Мельников должен был экранизировать рассказ Носова "Барбос в гостях у Бобика". Кастинг четвероногих артистов был сумасшедшим. В итоге на главные роли были утверждены дворняга Люкс и домашний ухоженный Бобик. К ним даже приставили специальных гримеров. На худсовете картину принимали с очень серьезными лицами. Прозвучала даже обошедшая всю студию фраза: "В фильме есть не только дрессура, но и режиссура". КАК ЗАПЕЛИ КАРАЧЕНЦОВ И БОЯРСКИЙ В начале 70-х годов Виталий Мельников первым в советском кино решил ставить фильм по пьесе полузапрещенного сибирского драматурга Александра Вампилова "Cтарший сын". Ввиду непонятности жанра пьесы картину решили снимать как телевизионную. На главную роль был приглашен уже ставший давно популярным артист Евгений Павлович Леонов. Остальные роли были распределены между молодыми, но мало кому известными артистами: Светланой Крючковой, Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским. Натурные съемки проводились на окраине Ленинграда, в так называемом районе "Жерновка". Там сейчас высятся новостройки Ржевки-Пороховых. А тогда это было типичное городское предместье, в котором и происходит действие вампиловской пьесы. По сюжету герои Караченцова и Боярского случайно знакомятся после опоздания на электричку. Чтобы скоротать время, они располагаются на детской площадке. Им надо было чем-то заняться. В руках у Боярского была гитара. И тогда он во время одного из дублей как вдарит по струнам и как запоет, почти крича, что-то жалостливое... Кому охота ночевать на улице? А Караченцов взял да и подхватил мелодию своим прокуренным голосом. Так началось вокальное творчество двух будущих звезд отечественного театра и кино.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.