КОНЦЕПЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОЖЕКТА?

Концепция генерального плана развития Санкт-Петербурга будет внесена на утверждение Законодательного собрания к концу нынешнего года. Впрочем, не исключено, что в этот документ придется вносить серьезные поправки и корректировки. И в итоге сроки разработки и утверждения самого генерального плана, который - по уму - должен появиться на свет к концу 2005-го, могут "поплыть".

Но если это произойдет, то виноваты будут вовсе не исполнители работы, а ее заказчики, то есть органы городской власти... На минувшей неделе комиссия ЗС по городскому хозяйству провела выездное заседание в комитете по градостроительству и архитектуре. Предполагалось, что диалог между руководством комитета и депутатами позволит хотя бы вчерне ответить на вопросы о том, как двум ветвям власти лучше выстроить совместную работу по утверждению концепции. Началось все с того, что председатель комитета и главный архитектор города Олег Харченко подробно рассказал законодателям, как верстались планы минувших десятилетий. Отправной точкой были заявки министерств и ведомств, вносивших свои предложения по развитию производственных мощностей. Исходя из этих предложений, определяли потребность в трудовых ресурсах, а затем подсчитывали, сколько и чего нужно построить в городе, дабы обеспечить эти "ресурсы" всем необходимым. Сегодня такой подход, очевидно, устарел. И, по словам Харченко, решено было "плясать" от потребностей населения. "Мы внимательно проанализировали, как развиваются другие города, и, исходя из этого, постарались дать свои прогнозы", - пояснил руководитель института ЛенНИПИ Генплана Валентин Назаров. В соответствии с этими прогнозами население города не будет сокращаться, но не будет и расти. Благосостояние петербуржцев повысится, что, в частности, приведет к росту парка личных автомобилей: разработчики исходят из того, что их количество увеличится вдвое и достигнет 400 на тысячу населения. Таким образом, одной из важнейших задач станет строительство новых дорог, чтобы Петербург не задохнулся от пробок. Ускоренными темпами предполагается развивать и жилищное строительство. Сегодня на каждого петербуржца в среднем приходится 19,8 метра жилья: для сравнения, в Хельсинки этот показатель составляет 38 метров. Разработчики концепции генплана предполагают, что этот разрыв будет сокращаться и в ближайшей перспективе в Петербурге построят около 50 млн квадратных метров жилья. Часть из них придется на коттеджи. "В разных странах доля населения, живущая в коттеджах, составляет от 18 до 40 процентов, у нас же всего 5", - рассказали депутатам Харченко и Назаров. Этот разрыв разработчики концепции также намерены сократить, выделив под коттеджное строительство значительные участки. Но в целом они исходят из того, что город не будет разрастаться "вширь": освоение новых территорий будет происходить лишь в тех случаях, когда без этого не обойтись. В основном же развитие города будет идти через реконструкцию: предполагается привести в порядок не менее половины городской недвижимости, очистить берега Невы от большей части промышленных предприятий и складов, выведя их на окраины, построить сеть скоростных дорог, чтобы горожане на собственных автомобилях могли беспрепятственно добираться от работы до дома... "А деньги мы где на это возьмем?" - робко поинтересовался кто-то из законодателей. "По тем расчетам, которые нам дала городская администрация, доходы бюджета будут постоянно расти", - гордо ответил Валентин Назаров... Но насколько они будут расти? И хватит ли их на осуществление того "громадья планов", которое заложено в концепцию генплана? А если не хватит, то согласится ли "центр" добавить недостающие средства? И сколько вообще придется добавлять? Все эти интересные вопросы так и повисли в воздухе. Равно как и другие, не менее интересные: о том, какие именно документы, определяющие стратегию развития Санкт-Петербурга, были положены в основу концепции. Ведь очевидно же, что не институт Генплана - при всем уважении к его сотрудникам - должен эту стратегию определять. Постановка задач является прерогативой власти. Но, как выяснилось, эти задачи комитеты городской администрации перед институтом не поставили: по сути, был пропущен первый - чрезвычайно важный - этап работы. Все это означает, что стратегия генплана, которую предстоит обсуждать и утверждать Законодательному собранию, рискует обернуться ничего не стоящим прожектом. Ведь к началу следующего года в Петербурге, скорее всего, уже сменится исполнительная власть. У нового губернатора наверняка будут свои идеи относительно того, как же должен развиваться город, и далеко не факт, что эти идеи совпадут с разработанной концепцией. А поскольку в ее основе не лежат какие-либо согласованные и утвержденные документы, то вполне возможно, что всю работу придется начинать заново...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.