"ТОЛЬКО УЗНАЕТ ЛИ РОДИНА-МАТЬ?!."
Увы, повторить с горечью слова этой известной песни ныне могут отнюдь не единицы, а десятки и сотни тысяч "пропавших ее сыновей". Когда распался Советский Союз, они из наших соотечественников в одночасье вдруг превратились в наших "бывших соотечественников". Со всеми вытекающими отсюда невеселыми последствиями.
Именно такая судьба и постигла героя нашего повествования - профессора, доктора технических наук, обладателя многочисленных авторских свидетельств Эдуарда Пьядичева. Впрочем, пропащим Эдуард Васильевич вовсе себя не считает. А будучи умудрен к своим 66 годам значительным жизненным опытом, давно уже научился отличать понятие "Родина" от олицетворяющих его чиновников. Присвоив себе право от имени Родины вершить людские судьбы, они при этом зачастую преследуют не государственные, а свои личные корыстные интересы. Но ведь все равно обидно! Обидно чувствовать себя самым форменным бомжом в том городе, где ты родился и вырос, где получил образование и первую ученую степень и где, наконец, живет сейчас твоя семья - в той самой, между прочим, квартире, которая по праву является твоей собственностью.
Авторские свидетельства Пьядичева были в основном посвящены разработке новых видов топлива для двигателей внутреннего сгорания. В частности, именно Эдуард Васильевич предложил использовать в качестве дизтоплива газоконденсат - желтовато-бурую жидкость, которая вместе с природным газом вырывается из пробуренных скважин на нефтепромыслах. До внедрения этого изобретения в жизнь сначала приходилось перевозить нефть из нефтедобывающих районов на перерабатывающие заводы (а это зачастую многие тысячи километров), а потом оттуда везти обратно на нефтепромыслы соляр, на котором работают дизели буровых вышек. Согласно же технологии, предложенной группой разработчиков под руководством Эдуарда Пьядичева, газоконденсат начали легко перерабатывать в дизтопливо прямо там, на месторождениях, - представляете, какая экономия средств получается?
И при чем здесь проблемы наших бывших соотечественников, спросит нетерпеливый читатель. А при том, что технология использования газоконденсата была разработана Пьядичевым в то время, когда он уже заведовал кафедрой в Ташкентском автодорожном институте - еще в 1974 году он был направлен в Узбекистан, где на основе своего опыта занялся разработкой новых видов топлива, пригодных для экстремальных условий при ведении боевых действий.
Там он жил и работал вполне благополучно и плодотворно (по комплексу проведенных работ Эдуард Пьядичев был удостоен полного комплекта - бронзовой, серебряной и золотой - медалей ВДНХ, защитил закрытую докторскую диссертацию, после развала СССР организовал совместное предприятие с участием России, Узбекистана, США и Китая) вплоть до весны прошлого года. Но весной в его семье случилось несчастье: сначала в Петербурге умер его младший брат, а затем у 92-летней матери, не перенесшей потери сына, случился тяжелейший инфаркт. Старой женщине, проживающей в Пушкине, требовался постоянный уход, и Эдуард Васильевич вынужден был вернуться в свой родной город.
Однако прописаться ни в собственной своей квартире в Купчино, сохранявшейся за ним все то время, пока он жил в Узбекистане, ни в квартире матери в Пушкине он до сих пор не может. А у нас, как известно, "без бумажки ты...", благодаря чему этот заслуженный, немало сделавший для своей страны человек фактически вынужден теперь находиться на положении бомжа. Без прописки его не ставят на учет в отделе социальной защиты населения Пушкинского района. А это, в свою очередь, приводит к тому, что Эдуард Пьядичев не может получить ни пенсии, ни тех льгот, которые положены ему, как ветерану труда и участнику боевых действий: летом 1956 года, будучи курсантом 2-го Высшего военно-морского инженерного училища, он принимал участие в тралении мин, оставшихся в акватории Баренцева моря еще со времен Великой Отечественной.
А самое парадоксальное в этой ситуации то, что все злоключения пришлись на долю не просто какого-нибудь приезжего из ближнего зарубежья, а на самого настоящего гражданина Российской Федерации! В свое время Эдуард Пьядичев, отвергнув приглашения на "сытные хлеба", неоднократно поступавшие ему из США и Китая (там-то, в отличие от нас, умные головы всегда были в цене), отдал предпочтение Родине и озаботился проблемой получения российского гражданства. Для чего обратился в консульский отдел посольства РФ в Узбекистане и вскоре на основании пункта А статьи 18 Закона о гражданстве Российской Федерации получил искомый статус (подтверждением чему служит официальная справка из вышеозначенного консульского отдела, копия которой в редакции имеется).
Однако самого паспорта гражданина России он так и не получил: сначала все недосуг было, а затем в связи с экстренным отъездом на похороны брата - попросту не успел. Теперь же слетать в Узбекистан за паспортом Пьядичев не может: во-первых, больную мать не с кем оставить, а во-вторых - у него просто нет на это денег. Ибо сейчас единственный его доход - это та профессорская ставка (размером своим уступающая зарплате водителя трамвая), на которую Эдуарда Васильевича почти полулегально взял Санкт-Петербургский аграрный университет. А с них и сына корми десятилетнего, и жену - журналистку по профессии (и тоже на полставки), вынужденную сейчас работать машинисткой в университете. Какие уж тут перелеты-переезды в другое государство...
Конечно, если пользоваться нормальной человеческой логикой, то этому явно небесполезному Родине человеку вполне можно было бы пойти навстречу. Тем более что и закону РФ "О государственном пенсионном обеспечении...", а также закону РФ "О правовом положении иностранных граждан..." это нисколько не противоречит - согласно прописанным в них нормам бывшим гражданам СССР достаточно лишь временной регистрации на территории РФ. Каковая у Эдуарда Пьядичева давно уже имеется.
Но, повторимся, это если пользоваться нормальной человеческой логикой. У бюрократов же, какого бы "калибра" они ни были, логика, надо полагать, совершенно иная. А потому им наплевать и на заслуги этого человека, и на то, что ходатайствуют за него многие небезызвестные и уважаемые в нашем городе люди.
Однако, несмотря на столь мощную поддержку, Эдуард Васильевич вынужден сейчас покорно ожидать, когда же наконец придет ответ на запрос о приобретении российского гражданства, отправленный в посольство РФ в Узбекистане аж в сентябре прошлого года.
P. S. Когда материал уже был готов к печати, нам стало известно, что ответ на запрос о российском гражданстве Эдуарда Пьядичева наконец-то пришел. И теперь, будем надеяться, ему ничто не помешает получить и пенсию, и все те пособия и льготы, которые он заслужил своей честной и творческой работой. Впрочем, как знать - ведь наши столоначальники в своей неустанной борьбе со здравым смыслом успели уже накопить весьма немалый "арсенал" уловок, способных превратить нашу жизнь в жалкое ее подобие.