КАРЛ БУЛЛА. ГОД 1903
В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка "Санкт-Петербург. 1903 год в фотографиях Карла Буллы"
Его регалии, титулы, звания составляют длинный перечень: фотограф министерства Императорского двора, Российского пожарного общества, Императорской публичной библиотеки, Управления Санкт-Петербургского градоначальника, Российского общества Красного Креста, фотограф короля Италии и многих учебных заведений... Кавалер ордена 1-й степени попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых, креста Румынской короны от короля Румынского, ордена "Звезда Льва и Солнца" от шаха Персидского, кавалерского ордена Итальянской короны от короля Итальянского... Обладатель множества медалей и похвальных листов на выставках и ярмарках... Почетный гражданин, личный дворянин, удостоен специального знака "фотограф города Санкт-Петербурга"...
А можно вместо всего этого перечня написать только - знаменитый Карл Булла, даже не добавляя "фотограф", - и больше ничего не надо, потому что сразу всплывут его бесчисленные классические снимки, потому что Булла и фотограф - синонимы.
Его деятельность необъятна. Карл Карлович работал чуть ли не во всех возможных в его время жанрах светописи. Делал блестящие фоторепортажи, снимал портреты в собственном ателье, работал по заказам иллюстрированных журналов и множества солидных обществ и учреждений, был производителем сухих фотопластинок, пользовавшихся широким спросом, открыл типографию и выпускал открытки. Занимался благотворительной деятельностью, попечительствовал в Мариинской школе глухонемых и сделал много снимков повседневной жизни этой школы, безвозмездно снимал для Красного Креста санитарные поезда, фургоны, обозы.
Наследие Карла Буллы грандиозно. В государственном архиве кинофотофонодокументов хранится до 200 тысяч стеклянных негативов работы самого Буллы или его ателье. А помимо того, снимки, содержащиеся в Эрмитаже, Российской национальной библиотеке, Музее истории Петербурга.
Выставка "Санкт-Петербург. 1903 год в фотографиях Карла Буллы", открывшаяся недавно в Невской куртине Петропавловской крепости, лишь маленькая часть того, что сделано выдающимся фотографом.
Естественно, главной темой 1903 года являлось празднование 200-летия столицы. И Булла снял многие ключевые моменты торжества: майский парад на Марсовом поле и государя императора на вороном коне, театрализованное представление в Летнем саду, крестный ход у Медного всадника, галеру времен Петра Великого на Неве у Дворцовой набережной, группу членов Городской думы у домика Петра... На этих снимках и детали праздничного оформления, и только что распустившиеся деревья Летнего сада, и строгие сюртуки, мундиры и цилиндры депутатов в контрасте с пышными шляпами дам, и стройная фигура императрицы в белоснежном в талию платье, и хоругви, знамена, штандарты... Погода, воздух, само настроение праздника...
Вот этого никто не умел снимать так, как Булла. Кроме блестящего владения технологией, умения отыскать неповторимую точку съемки, спустить фотозатвор в ту единственную, необходимую секунду, есть в фотографиях Буллы и нечто необъяснимое, магическое, волшебное, что, собственно, и зовется искусством - остановленное мгновение, атмосфера, драматизм события...
Но при этом он умел, опять же как никто, оставаться предельно объективным. Почти бесстрастным. Ведь в том же юбилейном году Булла снял эпизоды ноябрьского наводнения. Вздыбленная торцовая мостовая на Театральной площади, экипажи по колеса в воде на Садовой у Никольского рынка и очередь за горячей пищей из пострадавших от наводнения ребятишек и взрослых на Большой Колтовской улице у здания комитета Красного Креста. Лица смотрят в объектив, то есть на нас. В руках кружки, бидоны...
Булла зафиксировал и сельскохозяйственную выставку в Царском Селе, и роскошный завтрак представителей пожарных обществ в связи со 100-летием городской пожарной команды, и сцену в Литейном отделении городского ломбарда, когда батюшка протягивает оценщику в заклад какой-то медальон, и просто вид Мраморного дворца с остановившимся перед ним вагоном конки, который украшает реклама коньяка Шустова...
Перед каждой фотографией Буллы можно простоять как угодно долго, потому что на них запечатлена живая жизнь тех, кто жил до нас в городе, "знакомом до слез".
Очень хочется, чтоб когда-нибудь открылась масштабная выставка Карла Буллы, например в Манеже. Думается, Музею истории города, Архиву кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и Генеральному консульству ФРГ, создавшим экспозицию в Невской куртине, такой проект по плечу. Особая благодарность им же за отличный каталог - теперь праздник Карла Буллы, запечатленный в 1903 году, стал праздником петербуржцев 2003 года.