КОМЕДИЯ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Вполне неожиданный интерес проявил современный театр к Фаддею Булгарину, многократно осмеянному журналисту пушкинской эпохи, известному стукачу, гораздо менее известному автору одного из первых русских романов, герою эпиграмм Пушкина, Вяземского и других современников. Казалось бы, что драматичного в этой одиозной фигуре? Какое театральное сообщество решится апеллировать к ее духовному облику?
Чреватую многими опасностями попытку предпринял Государственный Пушкинский театральный центр, расположенный в особняке Ильиной-Кочневой, последние спектакли которого сочетают серьезную исследовательскую работу с обаятельной сценической формой. Автор литературной версии и постановщик "Авдея Флюгарина" Андрей Андреев пригласил на главную и единственную роль Сергея Барковского (вместе они завоевали 1-ю премию на недавно завершившемся международном фестивале моноспектаклей "Монокль" за спектакль "История села Горюхина"), дал ему в помощники двух девчушек-дзанни, усадил героя в кресло и... Ну что может быть банальнее сыплющихся с неба бумаг и бесконечного монолога героя-одиночки? Но поверьте, сценическая коробка маленького изящного театрика, сплошь обтянутая черным полиэтиленом, затягивает зрителей как воронка. В спектакле минимум внешнего движения, но контрапунктом ему становится абсолютная пластичность и переменчивость внутренней жизни персонажа. Герой сам "зеркалит", "отражает" оппонентов, пристраивается к адресату. Поэтому на сцене видны многие: начальник Ш отделения Александр Христофорович Бенкендорф, Александр Пушкин, поэты пушкинского круга и сам Государь. Мы ждем ядовитой комедии доносительства. Но нет, не с радостью и довольством, а с опаской и вполне осязаемым страхом принимает поляк Булгарин предложение сотрудничать с "высшим надзором". Будучи офицером французской армии, герой обосновался в России, когда еще высок был патриотический дух победителей в войне с Наполеоном, но уже близился обвал декабрьского восстания. Вы думаете, речь пойдет о политических убеждениях? Ничуть. "Милостивый государь Александр Христофорович, это мое старинное мнение, что доверенным тайным агентом правительства должны быть непременно люди умные и честные" (из письма Булгарина к Бенкендорфу). Недостает только третьего компонента - совести. Как всегда, точнее других был Пушкин, обозвавший Фаддея Флюгариным. Вообще Булгарину всю жизнь чего-то недоставало, он был человеком, многое недобравшим: обладал широкой журналистской известностью, а хотелось ему славы писателя, получал подарки от правительства, а желал дружеского расположения, безусловного участия. Актер и играет трагикомедию недовоплощенности. "Ум и честь", приложенные к доносам, Булгарин действительно хотел пустить на службу Отечеству. Изворотливость помогала увидеть в предмете заинтересованного внимания аспект, которого не касался ни один другой взгляд. "Отдельные недостатки", - как сказали бы мы сегодня, а такой путь позволял отметить приятнейший для начальства ура-патриотизм знакомых офицеров, верноподданические мотивы в поведении Пушкина. Борьба за разрешение публиковать театральные рецензии - отдельная славная глава в его потайной биографии. Ура Булгарину!
"Отличного поэта" Пушкина Булгарин, то ли следуя собственным вкусам, то ли уважая монаршью волю, до поры до времени оберегал. Но первая же эпиграмма решила все, взыграло профессиональное ретивое... Донос как средство литературной полемики был героем освоен. Статьи и письма Фаддея Булгарина в Ш отделение (см. сборник "Видок Фиглярин", издание 1998 г.), используемые в спектакле, действительно "позволяют по-новому взглянуть на общественную и культурную жизнь того времени". Актер же идет дальше.
Нам уже видно, как на этом спектакле возрос "отличный талант" Сергея Барковского. Он и раньше умел играть подробно, дерзко и весело, доставляя радость точным проникновением в характер. Люди в его сценической биографии попадаются разные, в основном "маленькие", обаятельные и не очень. Он умеет видеть их "панорамно", следуя поворотам мысли, пускать на сцену противоречивыми и живыми и в то же время претендующими на типологические обобщения. Таков и несчастный Авдей Флюгарин, физически дряхлеющий на глазах. В конце концов доконала его монаршья холодность, и подлинная обида застынет в глазах, когда отказывают ему в прозаической, жизненно необходимой ссуде.
"Истину царям с улыбкой говорить", как Жуковскому, Булгарину не удалось - общественный резонанс был бы не тот, хотя попытки и вполне фрондерские были. Главным драматическим узлом спектакля, придающим ему масштабность, становится не двойная биография, не сумбурная жизнь героя, а видимая где-то за его плечами и внятная из контекста личностная иерархия. Все-таки русское дворянство, а дворянами было большинство великих русских поэтов, оставалось носителем романтически высокого представления о чести, о слове, которое суть и есть дело. Фиглярин другой породы, маргинальность навсегда оставила на нем клеймо.
Журналист, но по совместительству доносчик, литератор, но не Пушкин. "Уж не пародия ли он?" Барковский играет и это. Количество томов, Булгариным написанных и изданных, поражает, но сегодня они никому не интересны. Зато пушкинские эпиграммы навсегда впечатали его образ в историю литературы.