ЗА ФАСАДОМ
Если человек умывает лицо, а шею оставляет немытой, то все равно называется грязнулей. То же и с городом: сколько ни вычищай центральные магистрали и ни вылизывай парадные фасады, во дворах от этого чище не становится. В чем вчера убедилась Валентина Матвиенко: полномочный представитель президента "ударила" пробегом по задворкам Петербурга Великолепного - Московскому проспекту и Пулковскому шоссе - правительственной трассы, отличающейся особой ухоженностью. Но только - снаружи.
Увиденному на той, "другой стороне" Петербурга вместе с Матвиенко удивлялся глава районного ТУ Владимир Сухорученко. А дополняли увиденное свидетельства очевидцев - визит полпреда вызвал небывалый ажиотаж среди жильцов окрестных домов, воспользовавшихся неожиданно представившейся возможностью пожаловаться. И пожаловавшихся всласть. Походив по мусорному развалу в первом дворе (Пулковское шоссе, 9-11), полномочный представитель сама подозвала проходившую мимо женщину: "Да, да, это действительно я... Вы здесь живете? Ну и как здесь живется?" И началось...
Характерно, что экскурсия Матвиенко по "непарадному городу" была чистой импровизацией - никакой предварительной подготовки (как часто случается, например, в губернаторских объездах, когда начальству показывают то, что следует показать), никаких "подставных" и "посаженных", ничего напускного - только голая и, надо признаться, весьма неприглядная оттого правда. Прежде всего в смысле мусора - этот вопрос интересовал Валентину Ивановну в первую очередь.
Любопытство полпреда было удовлетворено сполна - Матвиенко убедилась, что "проблемы" с вывозом отходов и санитарным содержанием придомовых территорий действительно существуют, когда под ее ногами еще на дальних подступах к контейнерной площадке захрустели пластик, бумага и прочие неприятные мелочи из традиционного мусорного "набора".
По словам жителей, двор не убирается в течение нескольких лет. Как отметил глава ТУ, эта "информация несколько преувеличена, территорию регулярно убирают, но отчего-то действительно весьма грязновато". Причин тому несколько, Сухорученко выделил организационные недостатки в работе подразделений "Спецтранса" (ведомство, которое занимается вывозом отходов) и сослался на недокомплект штата дворников (слишком низкие заработки). Матвиенко, пройдясь по подъездам и выслушав жильцов, взглянула на проблему шире - по ее словам, финансируется жилищно-коммунальная сфера достаточно ("За двадцать миллиардов рублей, которые отпускаются на ЖКХ, можно содержать дома и придомовые территории в нормальном состоянии"), но расходуются эти средства нецелевым образом. То есть, по выражению полпреда, "распыляются": "Вот вы платите за капитальный ремонт, за уборку подъездов, вывоз мусора и прочее - за то, чего в конечном итоге не получаете... Кризис жилищно-коммунальной системы налицо. Выход, по моему мнению, следует искать только в радикальном реформировании этой системы. В том числе в части управления ею".
Систему управления ЖКХ в Петербурге Матвиенко назвала "крайне неэффективной", обратила внимание на недостаточную координацию по линии территориальных подразделений администрации, районных жилищных агентств и жилищно-эсплуатационных служб. Особенно острая критика в адрес тех же ЖЭСов звучала в другом питерском дворе - на Московском проспекте, 136. Здешний мусорный развал был куда пышнее предыдущего - дополнительный колорит придавали многочисленные бомжи, загоравшие на теплом весеннем солнышке. От жильцов отбою не было - в конечном итоге полпред оказалась окруженной внушительной толпой, причем поделиться своими бедами желал буквально каждый.
60-летний Василий Семенович рассказал Валентине Ивановне о "гигантских сосульках, которые никто не скалывает, а потому они падают сами - на припаркованные машины и хорошо, если не на головы прохожих". 80-летняя Людмила Николаевна с трудом передвигается, а потому "взбирается на ступеньки парадной, как на Эверест" - пенсионерка "долго и упорно жаловалась в инстанции", и там все время обещали помочь. То есть установить поручни: процесс этот, судя по всему, является делом огромной государственной важности, ибо потребовал массу согласований, растянувшихся на целых десять лет... На свои жилищные проблемы не жаловалась разве что Надежда Пузынина. Проблем таких у женщины 1951 года рождения нет - потому, что нет жилья. (Матвиенко пренебрегла многочисленными предупреждениями сотрудников службы безопасности и "вышла в народ", который "без определенного места жительства".)
Надежда - натуральный бомж, оставшийся без квартиры несколько лет назад, - внятно рассказать о своей проблеме не смогла, ибо, увидев "большого чиновника", впала в состояние, близкое к истерике, - повторяла, что "проживала на Московском, 136, и никаких бумаг не подписывала". Матвиенко недоумевала, как человек мог "потерять не по своей воле жилье", а Надя плакала: "Вы первая, кто просто подошел ко мне. Просто взял и подошел..." Иллюстрировали современные российские нравы комментарии жильцов двора - много жаловались "на вот этих", которые ("представляете, Валентина Ивановна!") не только ночуют в затопленных подвалах и под скамейками, "но и умирают прямо здесь". "А еще у них тут сарайчик, который часто горит, и они там сгорают. А их потом на наших глазах сгоревшими вытаскивают..."
Еще в доме на Московском располагается ресторан, который мусорит, а отходы не вывозит. Еще с фасада опадают "громаднющие куски и вот-вот кого-нибудь зашибут". Топят зимой по особому графику - то есть как придется. Регулярно отключается свет - везде, кроме парадных, в которых нечему отключаться, потому что нет лампочек. В заболоченных подвалах с приходом тепла выводятся миллиарды комаров, которые "буквально роятся в квартирах". Кроме комаров "сильно раздражают грубые слесари, которые ни черта не делают, кроме того что в рабочее время выпивают"...
В общем, вчера Матвиенко побывала в самом обычном петербургском дворе. И ее, по собственному признанию, "сильно расстроило увиденное". Полномочный представитель еще раз повторила о необходимости реформы системы управления ЖКХ и высказала ряд предложений: например, по мнению Валентины Ивановны, "средства, которые горожане платят за жилищно-коммунальные услуги, должны зачисляться на личные счета семей" с тем, чтобы "жильцы имели возможность контролировать их целевое использование".
А вообще, "состояние жилищно-коммунального хозяйства Петербурга является предметом серьезнейших размышлений о перспективах, за которыми немедленно должны последовать конкретные и продуманные действия". Примечательно, что, хотя полпред не отвечает за деятельность хозяйственных служб, Валентине Матвиенко приходится участвовать в их работе.
Скорее всего, в двух питерских дворах поубавится также мусора. Может быть, вымоют подъезды и вычистят подвалы - как-никак полномочный представитель обратил внимание. Пока только в двух - остальное, судя по всему, дело будущего.