ИСААКУ ШВАРЦУ 80!

Дмитрий Шостакович об Исааке Шварце: "Я уверен, что он может написать нечто превосходное!"

Юбилей Мастера, совпавший с юбилеем его города, тысячи почитателей воспримут как праздник глубоко личный. Ибо на Земле нынче совсем немного композиторов, чья музыка была бы так же распространена, необходима и любима. И очень немного людей, чей нравственный авторитет и обаяние были бы столь же велики. Жизненный и творческий путь Шварца легким не назовешь. Ему было 13 лет, когда арестовали и позднее убили в тюрьме его горячо любимого отца, крупного ученого, профессора истории и археологии Ленинградского университета. Летом 1937-го семья была выслана в Киргизию. Здесь мальчик занялся музыкой. На его дарование обратила внимание пианистка Мария Дмитриевна Шостакович, сестра великого композитора, сосланная сюда по аналогичному поводу: ее муж, видный физик В. К. Фредерикс, был также арестован и погиб в тюрьме. Она сообщила брату о талантливом молодом музыканте, и когда в год Победы Шварц вернулся в Ленинград, Дмитрий Дмитриевич принял его в своей квартире. Поскольку Шостакович бывал в городе лишь наездами, он рекомендовал ему заниматься у своих коллег, профессоров О. А. Евлахова и Б. А. Арапова. В Консерватории Шварц был освобожден от платы за обучение, но лишь через много лет ректор П. А. Серебряков, случайно проговорившись, выдал ему тайну: его учебу оплачивал Шостакович. Когда же, еще в студенческую пору, в злосчастном для музыки 1948 году, партбюро потребовало от Шварца (напомнив, что он сын врага народа) выступить против Шостаковича, он, рискуя собственной судьбой, решительно отказался. "Вы не имеете права так себя вести, - укорял его Дмитрий Дмитриевич. - У вас же есть семья, жена, маленький ребенок. Вы должны думать о них, не обо мне. Если меня ругают, пусть себе - это мое дело". Но в глазах его молодой музыкант читал благодарность и симпатию. Отношение Шостаковича к коллеге неизменно оставалось заинтересованным и глубоко уважительным. Он внимательно следил за творчеством Исаака Иосифовича, помогал советами, радовался его удачам. Просмотрев трехсерийный фильм "Братья Карамазовы" с музыкой Шварца, Шостакович, по свидетельству их общего друга, кинорежиссера и пианиста Льва Арнштама, заявил ему: "Музыка просто замечательная, есть куски, потрясшие меня. Шварц большой музыкант, я еще раз убедился в этом. Скажи ему, чтобы он писал музыку. Писал во что бы то ни стало. Я уверен, что он может написать нечто превосходное!" Большой успех у публики и критики имели многократно исполнявшаяся Симфония Шварца (1955), его балеты "Накануне" (1960, поставлен в Малом театре оперы и балета Константином Боярским) и "Страна чудес" (1966, поставлен Леонидом Якобсоном в Мариинском театре). Впоследствии он сосредоточился на композиторской работе в драматическом театре и кино и тут занял первенствующее положение. Им написана музыка к знаменитым спектаклям Георгия Товстоногова ( "Идиот", "Горе от ума", "На всякого мудреца довольно простоты") и других видных режиссеров. В кинематографе он сотрудничал с Иваном Пырьевым, Михаилом Швейцером, Владимиром Венгеровым, Сергеем Соловьевым, Владимиром Мотылем, Алексеем Германом. Когда гениальный Акиро Куросава собирался снимать в России фильм "Дерсу Узала", среди многочисленных композиторов, с чьей музыкой он познакомился, им выбран был Шварц. Мелодии из таких картин, как "Белое солнце пустыни", "Звезда пленительного счастья", "Мелодии белой ночи", "Соломенная шляпка", принесли их творцу всенародную любовь. Его дар музыкального драматурга, его редкостное умение создавать эмоциональную атмосферу кадра, не иллюстрируя его, а устанавливая некое полифоническое взаимодействие звукового ряда с видеорядом, и сегодня высоко ценится режиссерами. Большая часть написанных им для кино песен на слова Булата Окуджавы, который бесконечно высоко ценил редкостный дар своего соавтора и близкого друга извлекать музыку из самого стихотворения - ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки (в устах поэта, который и сам сочинял музыку к собственным стихам, такое признание дорогого стоит). Народный артист России Исаак Шварц удостоен высших кинематографических наград: ему трижды присуждена "Ника". Долго жила в композиторе мечта возвратиться к концертно-симфоническому творчеству. Он осуществил ее, переступив порог 75-летия. Речь идет о созданном им недавно концерте для симфонического оркестра под названием "Желтые звезды". Исаак Иосифович свидетельствует: "Идея написать это сочинение возникла под впечатлением документальных записок одной из узниц Каунасского гетто. Эта страшная повесть особенно потрясла меня описанием празднования Пурима - веселого еврейского праздника, ставшего в нечеловеческих условиях лагеря смерти праздником с петлей на шее. Пляска на краю могилы, запечатленная в концерте, - не триумф смерти, а апогей жизни, не подвластной даже обстоятельствам экстремальным. Это лирический гимн мужеству, мудрости, достоинству и чувству единства людей, преодолевших страх гибели. Трагедия народа, подвергшегося насилию, разыграна в концерте без показа насильников: слуг дьявола композитор не удостоил изображения. Драматический накал музыки от этого не уменьшился. Сочинение проникнуто духом, интонациями, ритмами еврейских молитвенных и бытовых песнопений и танцевальных наигрышей, близких Шварцу с детства и постигнутых им в значительной мере от деда-раввина. И повсюду разлита трогательная, обезоруживающая, пронзительная человечность. Владимир Спиваков записал "Желтые звезды" с Российским национальным оркестром на диск, который слушают люди во всех концах Земли. Свой юбилей Исаак Иосифович встречает за письменным столом. Я хочу пожелать замечательному художнику и дорогому другу, чтобы еще долгие годы пребывало с ним вдохновение, чтобы новые его произведения вновь и вновь подтверждали сбывшееся предвидение великого Шостаковича.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.