ДИАГНОЗ: РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ
В разделах объявлений по трудоустройству самой многочисленной является группа "агенты, менеджеры, торговые представители". "Молодым, активным, умеющим работать в команде" обещаются интересная работа, высокий заработок и быстрый карьерный рост. При этом не требуется ни опыта, ни высшего образования, ни даже городской прописки. Смысл этих объявлений понятен: продажа рекламных площадей в газетах и журналах или эфирного времени на радио и ТВ.
СПОСОБНОГО НАУЧАТ
Основная причина, по которой идут в рекламные агенты, - кажущаяся легкость и быстрота заработка. Ведь процент вознаграждения достаточно высок, а суммы сделок порой доходят до десятков тысяч долларов. На самом же деле агентский труд - это тяжелая, нервная и неблагодарная работа, одинаково сложная как для новичков, так и для опытных агентов.
Конкурсный отбор, о котором так часто говорится в объявлениях, не пройдет только самый глупый. Если у вас нет опыта, вас отправят на обучение. Как правило, обучение бесплатное, но иногда с новичка могут взять 300-500 рублей. Если издание берет деньги за учебу, значит, дела его идут не блестяще.
Агентов натаскивают более опытные коллеги либо обучают технике продаж на специальных тренингах. Главное - внушить агенту желание заполучить клиента любой ценой. И способы для этого предлагаются порой самые экзотические.
ПРАВИЛА СОБЛАЗНЕНИЯ
Схема всегда одна и та же - звонок - визит - сделка. Очень часто звонком все и оканчивается: вам сообщают, что фирма в рекламе не нуждается. Первоначальный отказ может смутить разве что новеньких. Бывалым агентам известно: в фирмах ежедневно раздаются сотни подобных звонков, а значит, кому-то и везет. Попытку можно повторить и завтра, и через месяц. Телефонный разговор - это целый ритуал, и главное, чтобы в нем не произносилось слово "реклама". Цель - "напроситься" на встречу. Телефоны и адреса фирм берутся из справочников. Ценнейшей информацией для агента являются рекламные модули в глянцевых изданиях. Примерные расценки на размещение рекламы печатаются в ежеквартальном каталоге, и, исходя из этого, можно просчитать рекламный бюджет фирмы, а соответственно, и оценить ее потенциал.
Рекламный рынок в России - самая парадоксальная область бизнеса. Во всем мире любая уважающая себя компания имеет собственных специалистов по маркетингу, которые стараются добиться как можно большей эффективности от каждого вложенного в рекламу евро. У нас же в роли менеджера по рекламе чаще всего выступает жена, любовница или кто-то из родственников руководства. Они, как правило, ничего не смыслят ни в маркетинге, ни в рекламе. Именно поэтому рекламные агенты всеми правдами и неправдами пытаются попасть на прием непосредственно к генеральному директору. Самый опасный тип клиента - всезнайки. Они сами вам все расскажут: и какой у вас рейтинг, и сколько вы стоите, а вдобавок еще и сообщат о своей дружбе с вашим руководством. Делается это для того, чтобы получить максимальные скидки на размещение рекламы. С таким клиентом вам придется туго, но попытаться все равно стоит: этот тип хорош тем, что в какой-то момент у него в голове что-то "щелкает" и неожиданно вы заключаете сделку.
НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ
Рекламный агент - это самая стрессовая работа, и чувствительным натурам там делать нечего. Нужна особая гибкость, чтобы знать, в какой момент нужно только улыбаться и хлопать глазами, а в какой - энергично "надавить". Нужна интуиция, чтобы отличить одно от другого. И настойчивость, чтобы не опустить руки после первой неудачи. Заработки успешного рекламного агента и впрямь высоки: от 500 до нескольких тысяч долларов. И при этом гарантируется полная налоговая свобода.
Не бывает агентов по призванию, это скорее диагноз. Студент решил подработать, военный вышел на пенсию в 40 лет, не удалась карьера врача, дизайнера, экономиста - да кого угодно. В любом случае за профессией рекламного агента стоит какая-то неудовлетворенность.
КАКОЙ ТИП ВАШ
Существует несколько самых распространенных типов рекламных агентов.
"Жених" - прилизанный мальчик (не по возрасту, по имиджу) в дешевом костюме, не очень свежей рубашке и засаленном галстуке. С его лица не сходит дурацкая улыбка, он выдает одну за другой заученные фразы и от него невероятно трудно избавиться. Интересно, что при всем при том, что этот тип был неоднократно высмеян, его образ продолжают использовать и те, кто перерос агентскую работу и занял солидную должность в другом месте. Вообще, бывшего рекламного агента видно всегда.
"Продюсер" - представительный элегантный мужчина средних лет. Тонкий дипломат и интересный собеседник. Его никогда не воспринимают в качестве агента, он производит впечатление генерального директора. "Целится" только на очень дорогие сделки и блестяще их заключает. Его клиенты - крупные корпорации, а суммы заработков зашкаливают за...
"Бой-баба" - пробивная леди с сильной мотивацией и безграничным честолюбием. Потрясающее чутье на клиента, и если есть хоть какая-то перспектива, своего не упустит.
"Пай-девочка" - студентка или просто юная девица, еще не определившаяся в жизни, зачастую прибывшая из провинции. В агентской работе жаждет скорее не сделок, а романтических приключений, желательно со свадебными колоколами и питерской пропиской под занавес. Чего часто и добивается.
"Отвязанный" - яркое, громкое, бесполое нечто. Таков контингент всех самых крупных рекламных агентств. Огромные амбиции, агрессивность и полное отсутствие воспитания. Слова не дает сказать собеседнику и в конце концов забалтывает его до "кондиции", когда не жалко расстаться с любыми суммами, лишь бы оно отстало...
"Сектант" - не самый часто встречающийся, но весьма успешный тип рекламного агента. Напоминает навязчивого сектанта, а иногда им и является. Одет неопрятно, от него ужасно пахнет. Вместе с тем на слабонервного клиента действует как удав на кролика, ибо заражен вдохновением "свыше". Давит на комплексы, клиент сам не понимает, как отдает деньги. Конечно, крупная добыча "сектанту" не по зубам, но на представителей мелкого бизнеса действует безотказно. Суммы сделок небольшие, так что живет по принципу "пять старушек - уже рубль".
В общем, независимо от стиля работы и личных качеств цель всегда одна - "законопатить мозги клиенту". А для этого порой приходится изобретать самые немыслимые вещи. Редко случается так, что рекламным агентом работают много лет. Чаще всего в этом качестве человек переживает какой-то критический период жизни. Но навсегда остается гибкость мышления, связи с любыми областях бизнеса и бесценный навык общения с людьми.