ОТ ЛАПЛАНДИИ ДО ВОЛГИ

Музей этнографии и антропологии на площади Искусств 23 мая представляет довольно оригинальный подарок любимому городу. Здесь откроется долговременная экспозиция, посвященная народам и народностям, населявшим и населяющим Северо-Западный регион от Лапландии до верховьев Волги и от Балтики до Белого моря.

Цель экспозиции, которая после открытия останется практически неизменной в течение не менее 25 лет, - показать и рассказать несколько возгордившимся жителям северной столицы, кто на самом деле издревле владел этими землями. Правда, владение это было безгосударственное, спонтанное и не агрессивное. Напомнить о том, кто начинал строить Петербург и кого в последнем столетии незаслуженно обидели и забыли. Речь идет о наших соседях по региону - так называемых "малых народах". В основном это народности финно-угорской группы - ижора, водь, вепсы, карелы, финны, саами и т. д. Открытие такой выставки в стенах Этнографического музея на первый взгляд не кажется событием из ряда вон выходящим. Однако экспозиция эта все же особенная. И не только потому, что приурочена она к 300-летию Петербурга. Главное отличие выставки от ей подобных - принцип деления выставочной площади. На смену традиционному "слева вепсы, справа финны, посередине русские" приходит принцип размещения экспонатов по особенностям территории этногенеза того или иного народа. Таких "особенностей" оказалось три: море (ижора, островные шведы и т. д.), лес (вепсы, карелы) и тундра (саами и финны). Наглядность достигается с помощью создания неких "сценок". Например, в сценке свадьбы участвуют "представители" четырех разных народов, каждый в своем национальном костюме: тверские карелы, северные карелы, ижорцы и эстонцы-сэту. Рядом с каждым из них, в качестве наглядного пособия, повешено по полотенцу, расшитому в соответствии с особенностями народных мифологических представлений. Подобных сценок несколько, и их устройство настолько тщательно продумано, что по каждой из них можно проводить занятия и читать лекции. В то же время прогулка по обширному экспозиционному залу даст вполне ясное представление об укладе жизни как финно-угорской группы народов в целом, так и каждого из них в отдельности. Этому способствуют старинные фотографии из фондов музея, сопутствующие каждому экспонату и запечатлевшие эти самые экспонаты "в действии". Да-да, здесь нет ни одного не подлинного предмета, если, конечно, не считать группы деревянных скульптур "по мотивам" народной литовской пластики. Если же подходить к изучению народных традиций с точки зрения нюансов религиозной мифологии, то экспозиция весьма наглядно показывает и различия между народами, исповедующими православие, от народов католико-лютеранского вероисповедания. Впрочем, объяснить на словах экспозиционную наглядность этих различий практически невозможно, и потому оставим этот момент на суд будущих посетителей выставки. Безоговорочную ясность в пеструю картину национального состава Северо-Запада, по замыслу организаторов, внесет огромная напольная карта, с помощью которой можно будет в буквальном смысле измерить шагами территорию исторического расселения вепсов, ижоры или, скажем, карел. В свою очередь, карту дополнят 32 герба городов и волостей, где издревле жили наши предки и соседи. Карты пока что нет, но ее прибытие из мастерской ожидается со дня на день. Организаторы выставки ожидают, что особый интерес экспозиция вызовет у школьников. Специалисты музея совсем не прочь проводить здесь настоящие уроки истории, где детям могли бы не только показать и рассказать о том, кто есть кто среди этих красочных манекенов, но и дать попробовать свои силы на старинном ткацком станке, примостившемся в углу за лестницей, научить петь национальные песни и танцевать национальные танцы. Однако экспозиция еще не открыта, и пока что все это - грандиозные, впечатляющие, но все же планы...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.