АЛЕКСАНДР ПОРОХОВЩИКОВ: ИЗ РАЗНЫХ ТЕАТРОВ Я ВСЕГДА УХОДИЛ САМ
Он производит впечатление немногословного и сдержанного человека. Хотя в кино ему приходилось порою играть и весьма темпераментных людей: от Павла Пестеля до Бенито Муссолини, не говоря уже о Борисе Савинкове. Он очень любит Петербург, в котором его прадед владел тремя заводами. До Октябрьской революции. А еще Александр Шалвович Пороховщиков ненавидит культ личности и не торопится сниматься в кино. Зато совсем недавно вся страна увидела его в музыкальном клипе вместе с Татьяной Овсиенко и Виктором Николаевым. Клип назывался "Цепочка".
Когда Александр Шалвович в очередной раз оказался в Петербурге в качестве участника фестиваля "Виват кино России!", то я, разумеется, не упустил возможности с ним встретиться. Тем более что был приятный повод - артист был награжден призом "Немеркнущая зрительская любовь". Мы встретились за завтраком в гостинице "Прибалтийская". Хмурая дождливая погода располагала к неторопливой беседе...
- Вы испытываете на себе немеркнущую зрительскую любовь?
- Я уже не в том возрасте, чтобы мое сердце учащенно билось от ожидания наград: дадут или не дадут. Хорошо, когда ты получаешь оценку своего профессионального труда. И особенно приятно, когда эта награда зрительская. Мне всегда было важно отношение публики, а не критики, чем бы я ни занимался: театром, кино, режиссурой.
- А как случилось, что вы снялись в музыкальном клипе?
- Это меня Витя Николаев попросил. Нужен, говорит, фактурный и солидный мужчина, который бы являлся моим оппонентом в любовных делах. Этакий сдержанный мафиози. Мы должны были соперничать из-за Тани Овсиенко. Я согласился, потому что в музыкальных клипах никогда ранее не снимался. И мне кажется, что Таня Овсиенко находится немного в стороне от всей нашей модной попсовой тусовки. А вы видели уже клип?
- Видел. Вы действительно важный и солидный человек, хотя и никакой не мафиози. А мужчина со значением. Неужели раньше в клипах не снимались?
- Да нет. Еще на заре этого рекламного бизнеса я изображал некоего автомобилиста, который рекламирует какой-то чай.
- Ваш дедушка изобрел вездеход. И рассказывают, что в Риге, в Музее судоходства есть отдельный уголок, ему посвященный...
- Однажды я там побывал. И в музее мне рассказали, что была найдена изобретенная дедом модель даже не вездехода, а танка. Во время последнего приезда в Ригу я поинтересовался: как обстоят дела. Но танк находится до сих пор в запасниках.
- Какими заводами владел ваш прадед в Петербурге?
- Трудно сказать, потому что моего деда арестовали в 30-е годы. Он был очень известным изобретателем к тому времени. Идея создания судна на воздушной подушке принадлежала ему. Естественно, что он хранил и многие документы относительно своего отца. Но при аресте все семейные документы были изъяты, поэтому точно показать пальцем - вот это завод моей семьи - не могу. Сейчас собираю материалы, где только можно. Недавно за границей вышла книга о знаменитых русских фамилиях - "Русские Медичи". Там столько о моем деде написано! Мои предки были разносторонние люди. Прадед, например, участвовал в строительстве храма Христа Спасителя, будучи архитектором. Он, например, проектировал и организовал знаменитый в Москве ресторан "Славянский базар". Для русского театра священное место. Помните?
- Еще бы! Немирович-Данченко там встретился со Станиславским, чтобы основать МХАТ...
- Да, а я, когда оказался в Москве, то предпочел учиться на актера в Щукинском училище, а не в школе-студии МХАТ. Хотя характер у меня в молодые годы очень неуступчивый и свободолюбивый. Никогда не любил, да и сейчас не люблю, чтобы мною помыкали и командовали...
- Но ведь актер - профессия зависимая...
- Согласен. Когда тебя снимают с роли за то, что ты не согласен с волей главного режиссера, то эта зависимость проявляется еще более болезненно.
- Вас снимали?
- Я никогда не дожидался такой ситуации и всегда уходил сам. Хотя в самом начале моей карьеры произошел подобный случай, едва не сломавший меня...
- Вас разве можно сломать?
- При известных физических усилиях со стороны любой человек может не выдержать не только физически, но и морально. Вот сейчас у меня артрит. Сами понимаете, как в такую пасмурную погоду ведут себя суставы. Но дома, в Москве, я стараюсь каждую неделю играть в футбол. Благо есть где.
Первые пятнадцать минут я тихо умираю от жутких болей, но потом втягиваюсь, и боль отступает на второй план. Хотя молодые рядом меня все время подначивают: мол, Александр Шалвович, отдохните. А я играю. И даже если случается отдыхать во время матча, то ненадолго...
- И все же вас однажды сняли с роли...
- Это не с роли сняли, а спектакль закрыли. Назывался он "Доходное место". Его поставил Марк Анатольевич Захаров по пьесе Островского в Театре сатиры. Я играл Белогубова, а Андрей Миронов - Жадова. Хотя по первоначальному распределению все было наоборот. Эта замена меня раззадорила, и я подумал: "Ну, подождите, я вам выдам!"
- Выдали?
- Еще как! Вся театральная Москва сбежалась смотреть. Хотя дело было не только во мне, но и в Миронове, и в режиссуре Захарова. Он ведь поставил как раз историю об этих молчаливых мужчинах в одинаковых костюмах, имя которым - чиновники. А они-то и распознали в героях классической пьесы самих себя. Хрущевская оттепель уже давно закончилась. И всякие идеологические отклонения вызывали подозрения. Мы сыграли "Доходное место" чуть больше десяти раз. Спектакль закрыли.
- Да, но вы ведь еще и сами отказались от роли, когда цензура потребовала изменить текст пьесы...
- Это другая история. Пьеса называлась "Банкет". Ее принесли в Театр сатиры Арканов и Горин. У меня там была роль председателя райисполкома. Как водится, пошли различные согласования. И я, в конце концов, получаю текст пьесы, где от всей моей роли осталось только полторы страницы. Я не стал терпеть подобного издевательства. И ушел из театра. Лежал дома на диване, смотрел в потолок. Да и верный "друг" артиста - алкоголь - всегда был под рукой. И в такой драматический момент раздается звонок из Театра на Таганке: "Вас хочет видеть Юрий Петрович Любимов".
- Похоже на сказку.
- Для меня это было как спасение. Пришел к Любимову. Он отправил меня смотреть спектакль. Шла его легендарная постановка "А зори здесь тихие".
У меня горло перехватило от этого спектакля. Вернулся в кабинет к Любимову. Он спрашивает: "Хочешь работать со мной?" Я, естественно, согласился. "Иди - оформляйся", - cказал Юрий Петрович. Так я оказался в Театре на Таганке...
- Но и здесь ведь вам приходилось выдерживать конкуренцию?
- Однажды меня просто пытались назначить на ту роль, которую играл Высоцкий в спектакле "Жизнь Галилея", чтобы подстраховаться на случай Володиных загулов. Я отказался, заявив, что пришел в театр играть, а не подсиживать Высоцкого. Любимов меня понял. Правда, потом, когда Таганка перестала быть Таганкой, которую любили за дух свободы, когда стали появляться звания, всякие привилегии, заграничные гастроли, то я понял, что надо уходить. И ушел. Сам.
- Но звания в советское время все-таки помогали артисту в социальном обустройстве...
- У меня со званиями были проблемы из-за моих киногероев. Все время играл то белогвардейцев, то дворян. И когда приходил срок рассмотрения кандидатур, то чиновники вспоминали: "А, это тот самый Пороховщиков, который беляков играет? Нет. Сначала дадим звание тому, кто играет красных командиров".
- А еще лучше было бы сыграть Ленина...
- А мне предлагали эту роль в одном многосерийном фильме.
- Вы отказались?
- Нет - согласился. Но я - человек прямой и не могу держать камень за пазухой. Поэтому сказал честно, что буду в этом образе играть Сатану, который принес много горя моей стране. Со мной пытались разговаривать, увещевать. А я не мог иначе. Ведь во многом из-за Ленина в России произошла глобальная трагедия, прошедшая по моей семье. Мой дед был расстрелян. А нам с мамой пришлось буквально бежать из Москвы...
- Ленина вы, я понимаю, не сыграли.
- Его сыграл другой актер. Не буду называть его имени и этот фильм. Ему и достались все награды и почести.
- А вы сами можете отказаться от предлагаемой роли?
- Да сколько раз это было! Но я ни о чем не жалею. Лучше потратить время на ожидание и сыграть одну роль, но такую, чтобы она осталась у всех в памяти, чем тратиться на роли-однодневки.