В ЭРМИТАЖЕ ПОСЕЛИЛАСЬ КОБРА

На этой неделе в Эрмитаже открылось сразу две выставки, посвященные европейскому искусству XX века, обе - подарки городу. В Александровском зале вниманию зрителей представлена ретроспектива произведений Николя де Сталя, официальный проект Франции к 300-летию Петербурга. Вторая - в только что открывшейся после реставрации Петровской галерее - "Группа КоБрА и ее современники" из собрания амстердамского Стейделик-музея при поддержке Генерального консульства Нидерландов в Санкт-Петербурге.

Как сказал на пресс-конференции Михаил Борисович Пиотровский, открытие одновременно двух подобных выставок "подчеркивает европейскую линию развития искусства прошлого столетия". Николя де Сталь в этом "тандеме" представляет абстрактное искусство и фигуративизм в его французском варианте, а датско-бельгийско-нидерландская группа КоБрА - экспрессионизм. По мнению директора Эрмитажа, такие экспозиции - "проверка жителей нашего города на соответствие званию культурной столицы". Николя де Сталь (1914-1955) - француз русского происхождения, его семья эмигрировала из России в 1920 году, однако родители вскоре погибли, и он воспитывался в бельгийской семье. Образование получил в Брюсселе, воевал за Францию в Африке, после чего вновь вернулся к живописи. С первой выставки в 1944 году абстрактные полотна Николя де Сталя - в центре внимания зрителей и критиков. Его живопись балансирует на грани абстракции и реализма: само изображение предельно обобщенно, а название дает привязку к реальности ("Луна", "Крыши", "Небо в Онфлере"). В последние годы художник пытался выйти на новый этап в творчестве. В 1955-м покончил с собой. Группа КоБрА называется по начальным буквам трех городов, откуда были родом художники: Копенгаген, Брюссель, Амстердам. Группа, просуществовав всего несколько лет (с 1948 по 1951 гг.), оставила яркий след в европейском послевоенном искусстве. Они протестовали против догм сюрреализма и искали новые выразительные пластические средства. Карл-Хеннинг Педерсен, Хенри Хееруп, Асгер Йорн, Роберт Якобсен вдохновлялись детскими рисунками, северным фольклором и первобытным искусством, образцами для них были такие мастера, как Пауль Клее и Жан Миро. Кстати, будьте осторожны: если на выставку Николя де Сталя вход свободный, то вход на экспозицию "КоБрА" охраняет живая кобра.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.