СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ ВЕРНУЛСЯ К ЖИЗНИ
В это воскресенье состоялось торжественное открытие Строгановского дворца - филиала Русского музея - после реставрации. Теперь в качестве выставочных залов посетителям будут доступны не только анфилада на первом этаже вдоль набережной реки Мойки, но и часть парадной анфилады второго этажа.
Строгановский дворец был построен еще в середине XVIII века архитектором Земцовым, чуть позже был перестроен Растрелли, а затем его перепланировкой занимались столько архитекторов, что здание, по словам директора Русского музея Владимира Гусева, можно уподобить "слоеному пирогу". Решить, какой именно слой открыть, а какие тем самым уничтожить, было настоящей этической проблемой для реставраторов. Чтобы это смогли увидеть и понять посетители, в одном из залов открыта кладка эпохи Растрелли. Однако реставрацию уникального здания, единственного частного дворца на Невском проспекте, останавливала не только этика музейных работников.
Памятник архитектуры попал под опеку музея аж в 1991 году. В каком состоянии - вы можете увидеть из снятого в те годы фильма, который сейчас демонстрируется для посетителей экспозиции. Только увидев, вы сможете в это поверить, потому что понять на словах такое сложно. Достаточно только сказать, что паркеты из 14 сортов ценного дерева гнили под линолеумами, а плафон на потолке сохранился благодаря тому, что был заклеен крашеной бумагой.
Как рассказал заведующий отделом музеефикации Строгановского дворца Сергей Владимирович Любимцев, работающий во дворце с того самого 1991 года, уже тогда был утвержден план реставрации памятника. Анфилады должны были быть полностью восстановлены к 1997 году. Но отсутствие финансирования быстро остановило работы, а аварийная ситуация в зимние морозы свела на нет все уже сделанное к тому моменту. Фактически реставрация началась заново в 2000 году. И теперь, в мае 2003-го, восемь залов плюс входной и парадный вестибюли предстают во всем своем великолепии. "Реставрация - это дело, в котором нельзя торопиться, - подчеркнул на пресс-конференции Владимир Гусев. - Все, что мы запланировали к 300-летию, мы выполнили".
При выполнении реставрационных работ мастеров ожидало множество сюрпризов. Исследуя чердаки, подвалы и межэтажные перекрытия, строители собрали целую археологическую коллекцию. Лапоть и кожаный башмак, бутылки XIX века и изразцы XVIII столетия, телетайпная лента 1920-х годов и походная складная кровать (на такой, возможно, спал Строганов, в быту бывший человеком неприхотливым) - все эти предметы теперь расскажут посетителям свой вариант дворцовой жизни за три прошедших века.
Среди этих находок были не только курьезы, но и детали, которые помогли исследователям лучше понять архитектурную историю здания. Так, был найден фрагмент декора домовой церкви, построенной Воронихиным (сама она не сохранилась), а также деталь парадной лестницы, созданной Растрелли (тоже утрачена). А лев, найденный на чердаке, занял свое историческое место на камине в зале Гюбера Робера - акварель, изображающая этот зал, была найдена в Москве.
Каждый из залов достоин отдельного рассказа, но о чем нельзя не упомянуть, это зал Растрелли и зал Воронихина. Первый - единственный в Петербурге сохранившийся декор работы знаменитого архитектора; все остальное, созданное им, было уничтожено войнами и пожарами. Второй - парадная столовая, или Угловой зал, - использован редкий прием расширения пространства: одна стена зеркальная, и на ней - полуколонны и полулюстры, создающие полную иллюзию продолжения зала.
Многое в Строгановском дворце еще в проекте. Планируется установить картины Гюбера Робера в одноименном зале (Строганов приказал переделать комнату специально под эти 7 картин). В Минеральный кабинет должна вернуться коллекция редких камней. Однако многое - увы! - вернуть вряд ли удастся, поскольку огромные коллекции картин, мебель и предметы искусства были распроданы. Осенью этого года Русский музей собирается сделать выставку, полностью посвященную Строгановскому дворцу.
Сейчас в парадных залах второго этажа открылась первая выставка из цикла "Частные фарфоровые заводы России", посвященная заводу Гарднера. Помпезные сервизы одного из крупнейших частных заводов России, основанного английским купцом Францем Гарднером, гармонируют с не менее пышными дворцовыми интерьерами.
На первом этаже - экспозиция "Современный Петербург глазами фотографов". Более 100 работ 27 фотохудожников открывают для нас самих повседневную жизнь города.