ВСЕ ЛИ НАС ЛЮБЯТ - ВСЕ ЛИ НАС ЗНАЮТ
Как правило, россияне (и петербуржцы не исключение) в качестве одного из критериев, по которым оценивают граждан других государств, используют такой: "Как они (немцы, англичане, бельгийцы и так далее) к нам, россиянам, относятся?" Из чего в недавние времена следовала такая логика: "нас любят - значит, хорошие, нас не любят - стало быть, плохие".
Сейчас все-таки большое число сограждан понимает: "любовь" и "не любовь" часто обусловлены историческим прошлым и сугубо экономическими реалиями, что и "мы", и "они" не ангелы и не демоны и что отношение к нам во многом зависит от степени открытости нашей страны, полноты информации о ней, расширения контактов как на межгосударственном, так и просто на человеческом уровне. И все-таки хочется знать: кто мы для Европы, в самом деле?
Буквально на днях по заказу ИА "Росбалт" (в рамках проекта "Санкт-Петербург, следующие 300") исследовательская фирма "Агентство социальной информации" провела репрезентативный телефонный опрос из Санкт-Петербурга с помощью современной технологии Cati Bellview fusion/TCI. Позвонили более чем 1500 жителям крупных городов Западной Европы на их родных языках. Целью исследования было изучение общественного мнения европейцев: их отношения к России вообще, к Санкт-Петербургу и его 300-летнему юбилею в частности. А также мнение о возможном вступлении России в ЕС и событиях в Ираке. На днях руководитель опроса Роман Могилевский рассказал о его результатах в "Росбалте".
Результаты, стоит отметить, очень даже приличные. Для начала, дружественной страной для своих государств считает Россию большинство респондентов - 60 процентов, и скорее дружественной, чем враждебной, -18 процентов. Уверены в ее нейтральности 19 процентов опрошенных, и только для 1 процента наша страна является безусловно враждебной. Соответственно, вступление России в Евросоюз представляется вполне положительным явлением (50 процентам определенно, 25 - скорее да, чем нет). Но и число противников такой перспективы чуть побольше - 4 процента резко против, 5 - скорее против. 16 процентов затруднились ответить.
Любопытен расклад по странам. Так, лучше всего относятся к возможному нашему присутствию в ЕС итальянцы, бельгийцы, датчане и испанцы (от 93 до 81 процентов в каждой стране), посерединке наши ближайшие соседи финны (80), и наиболее прохладны британцы (64), а также норвежцы (60) и австрийцы (59). "НВ" собирается подробнее остановиться на этой теме на полосе "Планета".
В контексте предстоящих празднований особый интерес у собравшихся в "Росбалте" вызвали два сюжета. Первый: что в Европе знают о нашем празднике? Тут разброс большой. Наиболее информированы жители Хельсинки - 74 процента и Стокгольма -58. Трудно было бы ожидать чего-либо другого - как замечали многие выступавшие в "Росбалте", в отличие от многих других европейских столиц там были не просто некие презентационные мероприятия, организованные городскими властями, а присутствовали различные структуры, свои и совместные, которые вели планомерную работу в сфере бизнес-контактов, культурного взаимодействия и пр. В Лондоне и Мадриде осведомленность о нашем грандиозном событии мирового значения низка - соответственно 17 и 6 процентов.
Организаторы опроса достаточно оптимистично оценивают результат. Это кое-кому показалось странно. Действительно: как же так! У нас же культурная столица, туристическая Мекка! Нет, господа хорошие. Пока еще от желаемого до действительного весьма далеко. Есть реальный ресурс, есть перспектива, к которой должно стремиться, но справедливости ради стоит отметить, что ни сети гостиниц, ни туристического сервиса в европейском понимании этого слова - для различных по размеру дохода и потребностям групп туристов - в Питере почти нет. И тем не менее о городе и его празднике в Европе знают, и это обнадеживает.
Тем более что в опросе наличествовал еще один пункт: "Приходилось ли вам (вашим родным, друзьям, близким, знакомым) бывать в России?" Причем вопрос не конкретизировался - в Москве или в Питере, на Черном море или на Камчатке. Как заметил директор музея-заповедника "Петергоф" Вадим Знаменов, "Россия - это разные миры. У нациста из Краснодарского края - свой мир. А у архангелогородца - свой". Кроме того, Вадим Валентинович в некоторой степени отрезвил энтузиазм собравшихся (надо же, русских считают друзьями!) - опрос был по телефону из Петербурга, люди в Европе вежливые, старались выбирать уважительные формулировки (за исключением разве что датчан, которых Знаменов считает людьми, отличающимися искренностью)...
Но (вернувшись к вопросу о пребывании в России респондентов) 15 процентов бывали в России (надо полагать, основную массу составили опять же наши соседи финны), еще 10 процентов "сподобившихся" составили члены их семей и 18 - близкие друзья. Больше половины опрошенных в России еще не были. Так что, можно сказать, у них еще все впереди. Тем более что большинству из побывавших хотелось бы побывать в России еще раз. Не хотят, как пояснил Роман Могилевский, видимо, те, кому пришлось столкнуться либо с уличным грабежом, либо с хамством персонала, либо по мотивации: "В Россию трудно попасть" или "В России холодно". Но, справедливо было замечено на обсуждении, в Лапландии, куда стремятся толпы туристов, более чем холодно, но почему-то это не проблема...
Но тем не менее, с точки зрения здравомыслящего петербуржца, оптимизм Романа Могилевского небезоснователен. Есть старт. К тому же проект, в рамках которого было осуществлено исследование, напомним, называется - "Санкт-Петербург, следующие 300".