ВОТ ГОРОД, А ВОТ ГОРОЖАНЕ
В корпусе Бенуа Русского музея состоялось открытие выставки "Портрет города и горожан". В девяти залах около 500 произведений - картины, графика, скульптура, фарфор, нумизматика, предметы быта - представляют виды Петербурга и портреты его жителей. 80 процентов экспонатов демонстрируется впервые, экспозиционные вещи старались не выставлять.
Каждый зал посвящен одной теме, при этом каждая проиллюстрирована произведениями разных эпох и разных видов изобразительного искусства. Темы затрагивают самые основные аспекты городской жизни, те, о которых нельзя не сказать даже при самом беглом обзоре трех прошедших столетий. Начало города - первые планы будущего строительства, эскизы домов, черно-белые подробности первых парадов на гравюрах - на все это взирает Петр с огромной, во всю стену, шпалеры, посвященной Полтавской баталии. Нева - главный проспект Северной Венеции, та ось, на которую нанизывались все жемчужины архитектурных ансамблей, - представлена как в своей парадной ипостаси, так и в служебной роли, груженая баржами, полными дров. Нельзя обойтись и без официальной жизни Петербурга как столицы: жизнь императорского двора дана в парадах и церемониях (от первых ассамблей при Петре I до венчания Николая II с Александрой Федоровной). Достоверность революционно-военного Петрограда и Ленинграда подтверждается тем, что на экспозицию взяты только те произведения, которые были созданы в то время. Поэтому и революционная горячка, и блокадный холод написаны очевидцами и участниками событий. Завершается анфилада, конечно, темой праздничного Санкт-Петербурга: от первых фейерверков до первой годовщины Октября.
Как рассказала заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, устроители выставки постарались сделать все, чтобы прогулка по залам напоминала прогулку по улицам, площадям и набережным города. Поэтому, например, экспозиционные витрины, в которых выставлена графика и рисунки, во всех залах сделаны низкими и длинными - они должны напоминать о протяженности набережных и проспектов Петербурга. Зал, посвященный жизни города и горожан, с помощью стендов превратили в запутанную систему внутренних дворов: в каждом закоулке зритель найдет что посмотреть. А фарфор и скульптуру выставили в витринах, оформленных как окна домов. В центре зала, рассказывающего о площадях и памятниках, возвышается миниатюрная копия Александринской колонны. Зал, озаглавленный "Реки-каналы, проспекты-улицы", пересекает пролет моста.
На ту же иллюзию реальности увиденного на выставке работают и многочисленные киноматериалы. "Это делает картину стереоскопической, расширяет экспозицию", - сказала Евгения Петрова. Некоторые фильмы были смонтированы художниками музея из художественных и документальных лент (о войне и революции или о бытовой жизни), другие - специально сняты (как фильм о водной прогулке по Петербургу или о Питере с воздуха). Экран встречает посетителей и при входе в корпус Бенуа: на него в реальном времени проецируется то, что происходит на мостике через канал Грибоедова перед музеем.
Сначала школьный список тем, предложенных зрителю для обозрения жизни города, раздражает: их набор можно условно назвать джентльменским, общеобразовательным. Вот царь, вот рабочий, вот простой житель, вот деятели культуры - это горожане. Вот Нева, вот мосты, площади-проспекты, улицы-дома - это город. А еще в городе кроме юбилеев были революция, две войны и блокада. Но тот уровень, на котором Русский музей ведет этот простой рассказ, заставляет слушать давно известную историю с интересом.