ВСАДНИК CUPRUM, ИЛИ ДАНЬ ДВУМ ЮБИЛЕЯМ
Может ли кукольный театр проводить выставки? Оказывается, может. В середине мая Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского и театр "Кукольный формат" при участии Музея истории Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Литературного музея (Пушкинский Дом) и Театральной библиотеки представили совместный проект "Физиология Петербурга".<br>Присутствие театра "Кукольный формат" легко объясняется аналогией с "Петербургскими шарманщиками" из некрасовского альманаха "Физиология Петербурга" (1845 год). Синтез художников, актеров и режиссеров в современном кукольном театре продолжает традицию кукольников XIX века.
"Кукольный формат" - молодой кукольный театр для взрослых, возникший в сентябре 2002 года. В ноябре был показан "Пикник" по Фернандо Аррабалю - первая работа театра, сделанная недавними выпускниками Санкт-Петербургской академии театрального искусства (режиссер Светлана Озерская, художник Анна Викторова). Анна Викторова также является художником-постановщиком спектакля "Всадник cuprum", представленного в рамках акции "Физиология Петербурга".
И это не только "пилотный выпуск" спектакля, премьера которого планируется через месяц, но и дань двум юбилеям. Об одном из них, 300-летии Петербурга, известно сегодня, наверное, уже всем горожанам. О втором, увы, знают немногие. А между тем 2003 год - юбилейный и для петербургского текста. Осенью исполнится 170 лет первой "петербургской повести" - поэме А. С. Пушкина "Медный всадник". Мистическая, таинственная, непонятная уму поэма... Вершина безумия. Безумны и природа, и история, и человек. И пожалуй, только гармоничный "петербургский текст" - единственный способ хоть как-то это безумие обуздать.
"Всадник cuprum" - историческая фантазия по мотивам пушкинского "Медного всадника", некрасовского альманаха "Физиология Петербурга" и текстов других петербургских писателей и поэтов, в том числе - Ф. М. Достоевского, В. В. Набокова,
О. Э. Мандельштама, Д. И. Хармса, А. Г. Битова, А. Л. Хвостенко, Д. А. Гранина.
Принято считать, что возникновение "гнилого, склизлого" города на "прежнем финском болоте" - лишь прихоть Петра Великого. Однако это скорее не прихоть, а безумие - безумие любви. Именно об этом новая, неожиданная версия основания Петербурга, предложенная "Кукольным форматом", - о любви и о безумии мира.
Женщине, как более незащищенной, лучше видно это безумие. Она любит неразумно, сердцем. В ней никогда нет равновесия, инстинкта самосохранения. Так случилось и с молодой финкой Невой, повстречавшей случайно заплывшего в ее заболоченный край молодого Петра, или Питэра, как она любя его называла. Все произошло как в скоропалительном романе. Встреча, влюбленность, вынужденная разлука, его обещания вернуться, пять лет ее напрасных ожиданий и... самоубийство. В результате "...шумела в море пустая, легкая, небрежная Нева, когда пришел... великий царь..." (Д. Хармс).
А что же Питэр? Для него любовь уже не чувство. Ибо он его потерял, упустил свою единственную. Теперь любовь - это поступки: "Я обещал ей, и я это сделаю. А мое слово царское. Сказал, столица будет тут..." "...И вмиг дремучий лес до корня острижен, и шумные кареты часто били в окна хижин" (Д. Хармс). Так родился обильный водами северный "Парадиз", который любил царь Петр, подобно "водяной птице"...
Удивительно, но когда марионетки, наделенные внешним сходством с Петром I, Меншиковым, Пушкиным и его героями, рассказывают лишенную логики, фантастическую историю основания города-юбиляра, вдруг возникает иная правда, лежащая за пределами логики. Непостижимая, странная, страшная, невероятная, безумная тайна. Тайна "Всадника cuprum".
Впрочем, в программке написано привычное в последнее время: "Сходство кукол с историческими персонажами обманчивое и ни к чему не обязывающее. Подобие памятников архитектуры, монументов ("львы сторожевые" и пр.), колдунов и сил природы реальным - также чисто внешнее. За достоверность сведений, изложенных марионетками, "Кукольный формат" ответственности не несет".