ЖИЗНЬ ВОПРЕКИ

(Гампер Г. С. Что из того, что лестница крута... - СПБ, 2002 )

Истоки поэзии - как в счастье, так и в несчастье. "Поэты счастья" в общем-то редки, если не иметь в виду представление о счастье, господствовавшее в советской литературе. "Поэтов несчастья" больше: очень для многих поэзия начинается с некой экзистенциальной травмы. Стихи тогда становятся и выражением беды, и сопротивлением ей. Поэзия может вызвать желание жить вопреки беде, вопреки судьбе. Она формирует то, что знаменитый психотерапевт Виктор Франкл назвал "ценностями отношения". Такая "жизнь вопреки", как мне кажется, и составляет основной мотив творчества Галины Сергеевны Гампер. Звучит этот мотив и в ее последней книге, недаром в ее названии - строчка из стихотворения о библейском страдальце и бунтаре Иове. Знаменателен конец этого стихотворения: Поверженный, в чем ты найдешь опору, Не дав угаснуть разуму и взору? Как устоишь? А ты ведь устоишь. Эта вера в то, что человек устоит вопреки жизненным обстоятельствам, - основа мирочувствования автора книги. Темы ее стихов - экзистенциальные: смысл жизни, смысл болезни и смерти. А чувства колеблются: от радости до тоски и отчаяния. Вот один из таких "стихов отчаяния": Мир безголос и пуст. Не спится... а к утру Вдруг забормочет куст, Продрогший на ветру. Он так же одинок И сир, как я теперь. Ни света, ни дорог, Он загнан будто зверь, В нем только дрожь и страх, И ветки сведены. И теплится впотьмах Огрызочек луны. "Мне дал Господь поведать как я стражду", - сказал когда-то Гете. Умение сказать о своей скорби в стихах - это дар, который дается немногим. И в этом даре - великое облегчение: "слова" не дают боли овладеть всем человеком, они помогают посмотреть на боль извне: А я все убаюкивала боль, Сама себе и лекарь и сестра. Что ж, мучай, говорила я, изволь, Выздоровленью не пришла пора. Экзистенциальный поиск вывел Гампер на тему необычную для современной русской поэзии: тему жизни святого Франциска Ассизского. До Гампер о святом Франциске писал русскими стихами, кажется, только Мережковский, и было это давно: в девяностые годы позапрошлого века. Гампер написала о Франциске цикл из четырех стихотворений. Что же привлекло ее в прославленном святом, основателе ордена францисканцев? Думаю, что прежде всего радостное приятие мира, служение Богу не в скорби, а в радости. Франциск у нее "радостен, ветром нынешним гоним". Гампер подчеркивает также его "детскость": он "большой ребенок" в мире взрослых, но ребенок, который делает мир другим, будит мир от спячки: Вот так Франциск, душою пламенея, Явился в мир, давно привыкший спать. Из сказанного вроде бы получается, что Гампер чужда современности, занята исключительно личными переживаниями. Но это не так. Она очень остро восприняла "исторический слом", произошедший у нас, в России: переход от "развитого социализма" к той новой исторической реальности, в которой мы ныне и пребываем. Я родом из прочной, из обжитой клетки, Где были безумье, и вера в основе, А здесь на ветру, на свободном и диком, В потуге запеть - только горло срываю. Но родом она не только из этой "клетки", но и из шестидесятых годов. Шестидесятые годы были временем ее творческого становления. Многих из того поколения, из ее друзей и подруг, уже нет в живых, и она чувствует необходимость говорить от их имени: Мы были не совсем народ, Скорее - птицы или рощи, Скорее - горечь или гнев, Прорыв в абстрактную свободу. Этому "прорыву в свободу" Гампер верна всю свою жизнь.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.