АТИПИЧНЫЙ БРЕД
ПОЧЕМУ МЫ РЕШИЛИ, ЧТО НАСТУПАЕТ КОНЕЦ СВЕТА?
По Санкт-Петербургу постоянно ходят жуткие слухи: народ ждет перебоев в работе банков, нехватки бензина и голода... Газеты пишут, что петербуржцы намерены спрятаться от юбилея на дачах. В последнее время заговорили о том, что городу не миновать атипичной пневмонии: ее завезут на юбилей иностранцы. Подспудно зреет мысль - дождаться, пока все больные иностранцы соберутся на самом длинном мосту, после чего взорвать его.
Оставляя в стороне вопрос, какой нормальный иностранец поедет в Питер с высокой температурой и прочими пневмонийными прелестями, зададимся простым вопросом: почему мы решили, что наступает конец света?
Ответ прост: мы узнали об этом из СМИ. И второй вопрос: когда появились первые достоверные сведения о том, что начал реализовываться сценарий страшного романа Стивена Кинга "Противостояние" (там рассказывается, как человечество вымирает от гриппа-мутанта, выведенного в лабораториях Пентагона)? Ответ еще проще: сразу после окончания войны в Ираке. Точнее, в тот самый момент, когда стало ясно, что ничего особенно душераздирающего там уже не случится.
Истерика вокруг атипичной пневмонии началась невероятная: Би-Би-Си сообщила новость о загадочной болезни под действительно жутким заголовком: "Атипичная пневмония страшнее эболы?" Для сведения: эбола - это такое тропическое заболевание, смертность от которого действительно стопроцентна. Радиостанции, телевидение и газеты со сладострастием сообщали об очередных заболевших и умерших от чудовищного недуга. Журналисты правозащитного радио "Свобода" на улицах российских городов приставали к прохожим с вопросом, все ли российские власти делают для борьбы с эпидемией (самое интересное, что им давали ответ - вместо того, чтобы сразу давать по морде). Из самого вопроса следовало, что эпидемия в РФ уже началась.
Между прочим, даже на момент написания этой статьи в России не подтвержден ни один диагноз атипичной пневмонии. Таким образом, радетелям прав человеческих удалось сделать открытие в эпидемиологии: возможна, оказывается, эпидемия без больных! Надо давать Нобелевскую премию.
Нет больных? Так будут! И вот главный инфекционист города Аза Рахманова заявляет, что атипичная пневмония в городе появится и даже наверняка. И завезут смертельно опасное заболевание в город именно туристы и именно в дни трехсотлетия Петербурга.
Ну что тут скажешь? Бежать, бежать из города - или в могилу, общую могилу, натурально. Ведь все вымрут - некому будет хоронить трупы. Первых умерших, может, где и прикопают, а остальные останутся в квартирах. Сами сгниют. Эх, пропадай, Россия...
Однако в общем похоронном вое то и дело раздаются весьма трезвые голоса. И нельзя сказать, чтобы они были робкими. Напротив, голоса эти звучат уверенно и весьма мотивированно. Однако на фоне истерических выкриков звучали они, к сожалению, довольно тихо.
Так, заведующий кафедрой микробиологии и иммунологии ММА им. Сеченова, академик РАМН Анатолий Воробьев заявил:
- Я не понимаю, зачем устроили такую шумиху вокруг нового вируса. По абсолютным цифрам человеческих потерь - чуть больше полутысячи умерших за четыре месяца - атипичная пневмония никак не тянет на звание "чумы XXI века". Сравните: от кори ежегодно гибнет 800 тыс. человек, от вирусных гепатитов - почти 3 миллиона. Да у нас в одной только Свердловской области в прошлом году более 400 человек умерли от осложнений самой обыкновенной, "типичной" пневмонии! Одним словом, причин для паники и массового психоза у нас нет, но бдительность необходима.
Бдительность, надо заметить, никогда никому не мешала. И вообще, полезно мыть руки перед едой. Но это не значит, что прибывающих в Питер на юбилей иностранцев следует сразу тащить в чумной барак. Самим туда отправляться тоже ни к чему.
Но интересно: зачем и кому понадобилась вся эта истерика? Автор вовсе не является сторонником конспирологических теорий, однако в случае с атипичной пневмонией факты говорят сами за себя.
Факты эти таковы: во-первых, началась истерика на фоне окончания войны в Ираке, когда писать журналистам было уже не о чем. Но это скорее катализатор, а не причина событий. Причина в другом: экономика стран Восточно-Азиатского региона растет слишком быстрыми темпами. Прямо противоположная картина наблюдается на другом берегу Тихого океана, причем война в Ираке, вопреки ожиданиям, нужного экономического эффекта не возымела: доллар падает. А если нет возможности подстегнуть собственные темпы экономического роста - значит, надо попридержать чужие.
И попридержали: туристическая отрасль азиатских стран, уже пострадавшая от войны в Ираке, теперь подвергается еще более сокрушительному удару атипичной пневмонии. Международные корпорации отменяют командировки своих служащих, туристы откладывают каникулы, авиалинии сокращают рейсы, аэропорты изолируют пассажиров, а правительства предостерегают от путешествий в "инфицированный регион". Сейчас экономика Китая, где появилась атипичная пневмония и где каждый год появляется очередная разновидность гриппа (иногда не менее опасная, чем новый вирус), терпит колоссальные убытки.
И не только китайская: в России серьезные сложности начались у фирм, торгующих с Китаем. Сокращается количество пограничных переходов, грузы задерживаются на дезинфекцию. Больше всего от этого страдает бурно растущий в России рекламный бизнес: дело в том, что подавляющее большинство рекламных сувениров, продающихся во всем мире, производится именно в Китае, и особенно - в Гонконге. Но именно этот город усилиями прогрессивного человечества сейчас оказался в настоящей осаде.
Раз срываются сроки поставок - значит, фирмы платят неустойки. Это приводит к сокращению прибыли и, соответственно, налоговых поступлений в российский бюджет. Чем это чревато для нас, объяснять излишне. Так что может и не случайно вся эта история как-то уж слишком напоминает роман американского писателя Стивена Кинга...
Но это, так сказать, глобальный контекст истерики. Что до слухов о грядущем вымирании Петербурга, то и они наверняка распространяются отнюдь не бескорыстно. Только игра тут попроще и поглупее.
Это не что иное, как простое и, в общем, по-человечески понятное желание испортить людям праздник. Испортить напоследок: если не получается, чтобы горожане вспоминали по-доброму - так пусть запомнят по-плохому.