МИХАИЛ КОЗАКОВ: "Я - ЧЕЛОВЕК ДВУХ ГОРОДОВ"

Он родился в Ленинграде еще в прошлом веке. Его отец - Михаил Козаков - был достаточно известным писателем и жил в доме номер 9 по каналу Грибоедова, наискосок от "Cпаса-на-Крови". Судьба привела Михаила Михайловича в Москву, где в середине 50-х он блистательно сыграл шекспировского Гамлета, а затем снялся в фильме у самого Михаила Ромма "Убийство на улице Данте". Дальнейшая творческая судьба Козакова складывалась по-разному. Он даже поставил любимый многими фильм "Покровские ворота".<br>Но с той поры минуло немало лет. Козаков уезжал в Израиль и... вернулся.

И в родной город теперь он наведывается лишь от случая к случаю. То выступит с поэтическим вечером в Филармонии, то снимется в кино. А совсем недавно он стал гостем фестиваля "Виват кино России!" Козаков приехал в город утром, в день открытия. И надо было видеть, с каким удовольствием Михаил Михайлович проводил импровизированную экскурсию для своих коллег-артистов, сидя в автобусе, направлявшемся с вокзала в гостиницу. А вечером со сцены "Октябрьского" Козаков читал стихи Мандельштама, посвященные Петербургу. После открытия на традиционном банкете удалось поговорить с любимым артистом... - Михаил Михайлович, почему для выступления вы выбрали не очень радостные стихи Мандельштама? - Я хотел прочитать свою композицию из разных авторов, но организаторы попросили меня, чтобы мой номер длился не более пяти минут. Пришлось выбирать. Но Мандельштам звучит неслучайно, потому что мои детские воспоминания о тех страшных годах террора еще живы. И я помню, как переживал отец за тех, кого арестовывали. Помочь кому-то он был не в силах. - Что хорошего произошло в вашей жизни со времени последнего приезда в Петербург? - Самое главное событие в моей жизни - это премьера "Короля Лира" в Театре имени Моссовета. Мы сыграли спектакль в самом конце апреля. Может быть, я скажу слишком пафосно, но моя артистическая карьера началась с Шекспира, Шекспиром же и заканчивается. Ведь в двадцать два года, в том же Театре имени Моссовета, я сыграл Гамлета. И вот сейчас - Лир. - Но почему такой пессимизм - "завершение карьеры"? - После такой роли мне уже ничего играть неохота. - Кто ставил спектакль? - Павел Хомский. Но мы три года работали вместе с ним, продумывая концепцию постановки. - Ваш Лир похож на вас? - Я почти не гримируюсь. Играю роль со "своей" бородой. И даже в очках. - Что для вас Лир - трагедия любящего сердца, трагедия старости? - Я думаю, что после "Гамлета" это - величайшая пьеса. Потому что "Гамлет", cкорее, новозаветная пьеса. А "Король Лир" - это история из Ветхого Завета. Для меня - это история прозрения человека, обладавшего абсолютной властью и прошедшего через глубину падения, через страдания к истине. И когда он достигает истины, то он должен умереть, потому что истину жизни он выносить не в силах. - Как обстоят дела с вашей антрепризой? - Антрепризой руководит моя жена Аня. И руководит ею хорошо. Ставим в основном комедии. Особенно она помогла мне, когда я был занят Шейлоком и Лиром. И параллельно готовил моноспектакль "Евангелие от Мастера" с музыкой Шандора Каллоша. Записал я еще и альбом со стихами Лермонтова. - Как складываются ваши дела в кино? - В мае должна состояться премьера моего музыкального телефильма "Джокер", который я поставил по мотивам комедии Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского". Спектаклем, который я поставил в Театре сатиры, недоволен, а вот фильмом доволен. В картине заняты Михаил Ефремов и обожаемый мною Анатолий Равикович, питерский артист. - Актерские предложения к вам поступали в последнее время? - Сейчас снялся в таком странном фильме "Cмерть Таирова" в роли Таирова, на которого абсолютно не похож. - Но кто в таком случае сыграл Алису Коонен? - Алла Демидова. Получилась такая авторская фантазия на тему трагической судьбы знаменитого режиссера. Сейчас идет озвучание, и я с волнением жду окончания этой сомнительной работы. Но главное для меня на сегодня, помимо театра, мои аудиозаписи. Недавно записал "Маугли". Делал все практически на чистом энтузиазме, почти за копейки. Но считаю, что озвучивать хорошую литературу нужно непременно, чтобы слух людей не был отучен от того, чтобы слышать Слово. - Как обстоят дела на литературном поприще? - Осенью выйдет новый вариант моей книги мемуаров. Она теперь будет называться "Третий звонок". - Ваша джазово-поэтическая программа вместе с Игорем Бутманом удачно вписалась в концертную жизнь? - Игорь теперь так востребован. Его всюду зовут. Мне жаль, что программа, в основе которой стихи Бродского, так мало нынче исполняется ввиду чрезмерной занятости моего музыкального напарника. - Многих всегда волновал и волнует до сих пор вопрос: почему вы, Михаил Михайлович, уехали на ПМЖ в Израиль? - Это случилось в далеком уже 1990 году. Только что родился мой сын Михаил. А кто не помнит - напомню: в то время все уже в стране стало дефицитом. Мне надо было кормить молодую жену и новорожденного наследника. С детским питанием были жуткие проблемы. Приходилось напрягать все связи и все обаяние, чтобы его, этот дефицит, достать. Работы практически не было. И я решился уехать ради Мишки. - А почему вернулись? - Мне там вдруг показалось, что жизнь здесь стала налаживаться. Хотя возвращаться мне особо было некуда. Ведь если я оставляю, то думаю порою, что оставляю навсегда. Так вот оставлял жен, театры, дом, страну. Театры и жен - навсегда, вот в страну вернулся. Наверное, потому, что профессионалу нашего дела в Израиле трудно найти работу. Конкуренция там жуткая. Особенно в театрах, которые делают ставку на наших экс-соотечественников. - Заграница стала для вас уроком? - Заграничная жизнь дала мне опыт одиночества. Я научился разбираться в самом себе без особой фанаберии. Когда ты осознаешь уже в не столь юном возрасте, какова твоя реальная цена как профессионала. Недаром мой друг и наставник - покойный Олег Ефремов - считал, что актерская профессия по сути своей продажная. - Так ли уж? - А вы посмотрите, сколько известных актеров снимается в рекламе! - Люди деньги зарабатывают. - Понимаю. И мне пришлось сыграть Дзержинского, чтобы разрешили поставить для телевидения "Покровские ворота". Что делать - грешен. Нынешнее поколение, конечно, более свободное. Может и с Мрожеком пообщаться. И с Солженицыным. А хочешь - залезай в интернет и общайся хоть со всем миром. Без всякого контроля спецорганов. Молодые растут без боязни. Не знаю: плохо это или хорошо? - Вы можете найти с ними общий язык? - Стараюсь. Все-таки роль отца надо играть по мере возможности честно. - Валентин Гафт по этой вашей миссии прошелся в своей эпиграмме... - Знаете, быть интересным для другого умного человека всегда приятно. - Вы его не припечатали ответной эпиграммой? - Не успел. Был занят творчеством. - Ностальгия вас не мучает? Не возникает желания вернуться обратно, в Петербург, на канал Грибоедова? - Я - человек двух городов - Ленинграда и Москвы. Большую часть своей жизни - 51 год - живу в Москве. Но Питер для меня - начало начал. А Питер моего детства - он всегда живет во мне. Это был город, который я узнавал благодаря отцу. Поэтому Питер моего детства - это город Ахматовой, Зощенко, Шостаковича. - Ваше любимое место в Петербурге? - Естественно, это мой родной дом на канале Грибоедова. До сих пор помню адрес: дом 9, квартира 47. На фасаде дома есть мемориальная доска, на которой написано имя моего папы. На той доске есть странные соединения имен... - Каких? - Например, Бориса Эйхенбаума и Веры Кетлинской. Эйхенбаум - величайший ученый, а Кетлинская - более чем средняя писательница, хотя ее книги издавались в советское время большими тиражами. - Чего вам не хватает в жизни? - Времени.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.