"ЧУДЕСА НАУКИ" ЖДУТ МОЛОДЫХ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ

20 мая государственное унитарное предприятие (ГУП) "Водоканал Санкт-Петербурга", только накануне торжественно открывшее информационно- образовательный комплекс "Мир воды Санкт-Петербурга", вновь принимало гостей. На этот раз в реконструированном здании бывшей водонапорной башни на Шпалерной улице проводилась презентация выставки научных занимательных моделей и игрушек "Чудеса науки" для руководителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений города. Выставка будет работать до 2 июля.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫСТАВОК Экспозиция организована в рамках британской программы UK@SPb, которая приурочена к 300-летию Петербурга и 450-летию установления дипломатических отношений между Англией и Россией. Об уровне Программы говорит уже тот факт, что ее патронирует Его Королевское Высочество принц Уэльский. Инициировал проведение выставки Британский совет в России, а его партнерами стали "Водоканал Санкт-Петербурга", фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад", ГУП НПО "Росучприбор", журнал "Ломоносов" (новый научно-популярный журнал, издаваемый совместно с известным английским журналом New Scientist), Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники "МАРПУТ", Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Такие выставки еще называют "интерактивными музеями", хотя внешне она ближе всего к игротеке (да и начинается с игровой комнаты, где с визгом и смехом резвились в куче надувных шаров и дуэлировали надувными бревнами, отложив на время свои "должностные обязанности", мальчишки и девчонки из Детского экологического центра "Водоканала" - "консультанты-игротехники" выставки). Но игротека эта непростая. Ее задача не развлечение ради развлечения. Здесь цепочка сложнее. От развлечения - к интересу, от интереса - к знанию. Как говорит Ирина Куклина, заместитель директора Британского совета в России: "В Великобритании одно из направлений работы по популяризации науки направлено на создание интерактивных музеев, главная задача которых сделать науку понятной и интересной для детей и молодежи". Александр Шишлов, председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы России, впервые увидел подобный музей 10 лет назад в Бирмингеме и до сих пор (!) помнит его название - "Свет науки", все эти годы он мечтал увидеть нечто подобное и на российской земле. Евгений Галстьян, заместитель директора ГУП "Росучприбор", отмечает, что школы очень мало используют даже доступные им технические средства обучения, "высушивают" потенциально интересный учебный материал. И малыш, любознательный по своей природе, столкнувшись в школе с "сухими", "скучными" предметами вроде физики или математики, к старшим классам теряет всю свою былую любознательность. И не случайно Геннадий Мерзляков, начальник учебно-информационного центра "Водоканала", подчеркнул не формальную, самую серьезную ориентацию деятельности центра на детей - ведь именно с ними связано будущее и российской науки, и таких предприятий, как "Водоканал", которым очень нужны современные специалисты. ОТ ИНТЕРЕСА - К ЗНАНИЮ Как сказал на открытии комплекса "Мир воды Санкт-Петербурга" губернатор Владимир Яковлев, представление о работнике "Водоканала" как о "человеке в резиновых сапогах и с красным носом" прошло безвозвратно. Настало другое время. Время "технологий знания". Но главнейшей составляющей любых ноу-хау всегда останется человек. И выставка "Чудеса науки" - это шаг к пробуждению у детей интереса к окружающему миру и возможностям науки. Интерактивные "музеи нового поколения" уже давно появились и в Европе, и Америке. Они принципиально отличаются от классических музеев, которые обычно ассоциируются с потоком событий, дат, водопадом цифр... И уж конечно - с непременными табличками "Экспонаты руками не трогать!". Здесь же экспонаты трогать можно и нужно! Идеология выставки выражается словами: "Я играю - я учусь". Ведь интересно самому получить эффект, который даже у взрослого вызывает реакцию - "быть этого не может" (вроде металлической болванки, вопреки ожиданиям самостоятельно катящейся по наклонным направляющим... вверх, или парящего в воздухе шара, упорно возвращающегося назад, несмотря на попытки вытолкнуть его с места). Вероятно, многим ребятам захочется узнать, как же такое получается. А это и есть... прямая дорога к знанию. За два посещения выставки мы успели подружиться с одним из юных консультантов, Юлей Наумовой, которая настолько увлеченно, буквально с горящими глазами рассказывает о своем "подопечном" экспонате, что это не может не увлечь посетителя. И Юля, которой предстоит еще несколько лет учиться в школе, уже сейчас совершенно точно знает, что ее будущее будет связано с экологией. Такая определенность много значит. Кто знает, возможно, что она еще вспомнит и эту выставку, и Детский экологический центр "Водоканала" в своей нобелевской лекции... Очень жаль, что после окончания выставки экспонаты вернутся к своим английским и российским хозяевам и новой такой выставки придется ждать в течение неопределенного времени. Некоторую надежду внушает единство мнений всех выступавших специалистов о необходимости организации такой научно-популярной экспозиции на постоянной основе. Она вполне могла бы стать одним из самых интересных для ребят музеем Петербурга. Но на этом пути, при всей его очевидной необходимости, еще очень много проблем, на быстрое и простое решение которых рассчитывать, к сожалению, не приходится. Большое внимание "Водоканала" к информационно-образовательной работе понятно. Объективная ситуация просто не оставляет возможности выбора - подрастающее поколение россиян должно войти в жизнь свободным от все еще бытующего потребительского отношения к драгоценным водным ресурсам. Общеизвестно, что вода - основа жизни, а потребность в ней человека - сильнее, чем в пище. Значительно меньше известно, несмотря на частые разговоры о необходимости ее экономии, что чистая питьевая вода стремительно становится одним из самых дефицитных природных ресурсов Земли, одним из сокровищ человечества. Казалось бы, ее много, еще в школе мы все учили, что три четверти поверхности Земли покрыто морями и океанами. Но так кажется только на первый взгляд. ПОЧЕМУ ЭТО НЕОБХОДИМО Около 97 процентов всех водных запасов составляет соленая морская вода. Еще 2 процента приходится на льды Гренландии и Антарктики. В распоряжении человечества остается всего 1 процент мировой воды! Ее не хватает и сельскому хозяйству, и мегаполисам. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня более двух миллиардов человек страдает от нехватки питьевой воды. От болезней, связанных с низким качеством воды и плохими гигиеническими условиями, ежегодно умирают 3,4 млн человек, главным образом - в развивающихся странах. В сказке сестрица Аленушка говорила братцу Иванушке: "Не пей из копытца, козленочком станешь". В жизни получается хуже: каждый день 6000 детей умирает от болезней, которых бы у них не было, пей они чистую воду. Около 2,4 миллиарда человек не имеют нормальных бытовых санитарно-гигиенических условий - у них нет унитазов, нет возможности умываться и пить чистую воду. По прогнозу ЦРУ США, к 2015 году более половины населения планеты будет проживать в странах с хронической нехваткой воды. И не случайно ООН объявила 2003 год Международным годом пресной воды. В развивающихся странах около 90 процентов сточных вод и 70 процентов промышленных стоков сбрасываются без очистки. Чистая питьевая вода (не "Нарзан" или "Боржоми", а ключевая вода) стала предметом бизнеса. По данным журнала "Форчун", прибыль компаний, продающих такую воду, уже сегодня составляет 40 процентов прибыли нефтяных компаний, обогнала доходы фармацевтов и достигла триллиона долларов в год. Отдельный вопрос - качество питьевой воды и очистка стоков. С 1 июля прошлого года для обеззараживания питьевой воды не допускается применение оказавшегося вредным во многих отношениях хлора - отныне ее озонируют, облучают ультрафиолетом, обогащают фтором и йодом. Также разрешено использование в качестве консерванта серебра, но "серебряная" вода, как и насыщенная газом, не рекомендуется детям, поскольку эти компоненты не подходят для приготовления детского питания. Один из самых населенных городов мира, Мехико, может вскоре остаться без питьевой воды. Из-за отсутствия современных дренажных систем дождевая вода смешивается с канализационными выбросами и попадает в водопровод. Не лучше обстоят дела и в Каталонии (Испания), где нехватку воды (она бралась из подземных источников, которые иссякают) испытывают 4,5 миллиона человек. Сейчас испанские власти пытаются утвердить проект прокладки водопровода от реки Рона во Франции до Барселоны. В Израиле с водой все настолько плохо, что он договорился с Турцией о ее поставках танкером из реки Манвагат в израильский порт Ашкелон. В США, Китае и Индии темпы потребления подземных вод превышают темпы их пополнения и происходит снижение уровня грунтовых вод. Выкачивать грунтовые воды - это все равно что снимать деньги с банковского счета и ничего на него не класть. К тому же опустошение подземных источников приводит к оседанию поверхности. С этой проблемой знакомы жители Венеции, Мехико, Бангкока. От жажды особенно страдают Ближний Восток, Северный Китай, Мексика, страны Северной Африки и ряд постсоветских государств (Туркмения и Молдавия входят в первую десятку наиболее обделенных питьевой водой стран). Казалось бы, в России проблема питьевой воды так остро не стоит. Наши запасы составляют почти половину мировых. Но на самом деле все отнюдь не так благополучно. Проблема - в неравномерном распределении ресурсов: 80 процентов населения России живет там, где сосредоточено всего 8 процентов воды. Так, в Новороссийске воду подают по утрам в количестве, достаточном лишь для элементарной гигиены. Калмыкия пьет опресненную воду подземных источников, а жители Азова покупают воду по 20 копеек за литр. ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА И все же главная наша проблема - это мы сами. Наличие значительных запасов воды компенсируется неумением эффективно ею распоряжаться. Мало того что некоторые регионы страдают от дефицита водных ресурсов, - снижается и качество воды. 40 процентов российских водопроводов не имеют систем обеззараживания. Приходится устанавливать дополнительные фильтры, что существенно удорожает воду. Впрочем, некоторые ученые считают, что нет проблемы недостатка воды, а есть проблема ее нерационального использования. И что направление бюджетных дотаций, расходуемых во всем мире на поддержание приемлемых цен на воду (33 млрд долларов в год), на создание экономичных систем использования воды, привело бы к решению большей части проблем. Наибольший прогресс в развитии водосберегающих технологий достигнут на Западе. В Европе уже давно взят курс на экономию водных ресурсов. Можно с полной уверенностью утверждать, что вода станет одной из главных тем третьего тысячелетия, предметом серьезных международных исследований и переговоров, призванных выработать единый общечеловеческий подход к решению проблем. Вот где глобализация действительно необходима. Всемирный водный совет подсчитал, что уже к 2020 году человечеству понадобится на 17 процентов воды больше, чем будет в его распоряжении. Пока доживем, что-нибудь придумаем? Кто знает. Но думать надо быстрее. Тем более что недостаток воды порождает целый комплекс экономических, социальных и политических проблем, способных привести к глобальным потрясениям. Недавно сингапурская "Стрейтс таймс" заметила, что вода становится таким же стратегическим ресурсом, как нефть. А Всемирный банк прогнозирует, что войны в новом столетии будут скорее вестись из-за воды, чем из-за нефти. Причины водного дефицита хорошо известны: рост населения, неэффективная мелиорация, загрязнение окружающей среды. Как решать эти проблемы, будет обсуждаться в Международный год пресной воды на десятках конференций и симпозиумов. Таким образом, целый комплекс проблем (водоснабжения, водоочистки, экологии, ресурсосберегающих технологий и очень многих других) может быть с полным основанием причислен к стратегическим, имеющим непосредственное отношение к сфере национальной безопасности страны. Осознавая необходимость неотложных практических мер, петербургский "Водоканал" ударными темпами, при помощи международных структур и правительств Великобритании, Финляндии, Швеции, Дании, Британского совета в России успешно реализовал программу корпоративного развития, уже в 2000 году добившись звания "Лучшая государственная организация России", и приступил к осуществлению стратегической программы развития. Теперь "Водоканал" сделал следующий шаг вперед, осуществив масштабный проект создания современного информационно-образовательного комплекса, главное направление которого - работа с детьми и молодежью. Без сомнения, результат не заставит себя долго ждать. Ведь искренний интерес детей здесь встречается с не менее искренним желанием помочь им со стороны взрослых, опирающихся к тому же на заинтересованную поддержку успешного коммерческого предприятия.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.