ПЕТЕРБУРГ В ПАРИЖЕ

В самый канун 300-летия северной столицы России случилась новая встреча Петербурга и Франции. Это произошло под куполом парижского Дома инвалидов. Именно здесь была открыта масштабная совместная выставка "Париж-Санкт-Петербург. 1800-1830. Когда Россия говорила по-французски...". Она посвящена юбилею нашего города и стала одной из самых громких сенсаций в культурной жизни обеих стран.

Знаковая суть произошедшего очевидна: Петербург всегда был и остается одним из символов русско-французских отношений. Нынешний музейный вернисаж представил произведения из коллекций Государственного Эрмитажа, Музеев Кремля и Государственного исторического музея. Французы участвовали эскпонатами из Музея армии, который как раз и дислоцируется в Доме инвалидов, и, конечно, тем, что впервые в истории предоставили для экспозиции здание собора, где покоится прах Наполеона Бонапарта. Император всех французов, как и наш государь Александр Первый, стали главными персонажами выставки, которая дает яркое и незабываемое ощущение эпохи с ее парадоксальным сближением двух стран путем выяснения отношений на поле брани. Однако поле культуры оказалось куда более плодоносным для наших народов. О чем еще в 1815 году написал юный лицеист Александр Пушкин: В Париже росс! - Где факел мщенья? Поникни, Галлия, главой! Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья Грядет с оливою златой. Идея проекта принадлежит главе "Интерроса" Владимиру Потанину, который предложил Михаилу Пиотровскому столь неожиданным способом отметить юбилей Петербурга в столице Франции. Слова бизнесмена не разошлись с делами. "Интеррос" полностью спонсировал организацию и проведение выставки, выделив для этих целей три миллиона долларов. По оценке министра культуры России Михаила Швыдкого, это самый крупный частный выставочный проект, который когда-либо осуществлялся с участием российских и французских музеев. Многие экспонаты выставки впервые покинули по этому случаю привычные места жительства в запасниках. Так, "совершила" свое первое путешествие за границу ваза "Россия", изготовленная в ХIХ веке на Императорском фарфоровом заводе. "Приехала" во Францию из Эрмитажа и картина Ораса Верне "Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии в Париже". Из французского Сената в экспозицию прибыл трон Наполеона, а рядом с ним расположился и трон Александра Первого. Авторы выставки (Наталья Золотова и Сергей Мироненко) подчеркивают дуэтность двух культур, воплотившуюся в непростые отношения двух императоров. Принцип сопоставления французских и русских предметов пронизывает всю выставку. Ее зрители сами могут сравнивать виды Парижа и Петербурга, костюмы и боевое оружие, ордена и предметы столового обихода. Значимость происходившего в тот день почувствовала даже природа. Ливший в Париже несколько дней подряд дождь прекратился. Выглянуло солнце, подсветившее величественные декорации собора. Вернисаж, состоявшийся в Доме инвалидов, стал незабываемым событием для обеих стран. Недаром выставка проходит под патронажем президентов России и Франции. А потому и собрались на открытие представители деловой, политической и культурной элиты. На правах хозяйки собравшихся приветствовала мадам Мишель Аллио-Мари, министр обороны Франции и по совместительству изящная блондинка в брючном костюме. Ее речь была благородна и изысканна. "Выставка на всем протяжении отражает диалог между двумя историческими столицами и двумя странами", - справедливо заметила госпожа министр. С ответными словами Россию представляли официальные мужчины - Михаил Швыдкой и Сергей Миронов. Здесь же присутствовали и сенаторы России во главе с Людмилой Нарусовой. Владимир Потанин сопровождал Михаила Пиотровского, который возглавлял экскурсионную процессию VIPов по выставке. Cреди гостей были замечены Зураб Церетели и Морис Дрюон. А еще повсюду слышалась благородная русская речь - то общались потомки дворянских фамилий: Строгановы и Меттернихи, Васильчиковы и Трубниковы. Вернисаж продолжился в церкви Святого Луи Дома инвалидов, где Юрий Башмет вместе со своим оркестром дал концерт. Затем последовал торжественный прием на галерее Д‘Орнано. Те сто дней, что будет находиться экспозиция в соборе Дома инвалидов, помогут французам и гостям Парижа лучше понять: cколь много общего между нами. И быть может, когда-нибудь русский язык станет во Франции таким же популярным, как французский в России той самой эпохи, о которой и рассказывает эта впечатляющая выставка.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.