ОСНОВАТЕЛЬНО - ОБ ОСНОВАТЕЛЕ
ФАКТЫ И МИФЫ ИЗ ЖИЗНИ ПЕТРА I
Сегодня в Невской анфиладе Эрмитаж открывает для широкой публики выставку, посвященную основателю города - Петру Великому. Более 800 экспонатов разместились в трех парадных залах Зимнего дворца. Кроме эрмитажных фондов были задействованы коллекции Петергофа, Кунсткамеры, Летнего дворца Петра I, Московского Кремля, Института российской истории РАН, Публичной библиотеки и Центрального военно-морского музея, а также Кенсингтонского дворца (Великобритания).
Не перечислить всех устроителей было бы просто неуважением, потому что эти музеи собрали буквально все, что возможно, чтобы представить личность первого императора наиболее полно и наглядно - на коне и за станком, дома в халате и на приеме в камзоле, на море и суше, в жизни и в смерти. "Такая выставка бывает раз в триста лет", - сказал Михаил Пиотровский и добавил, что экспозиция не будет показана в других городах и странах, она предназначена только для Петербурга.
На выставке представлены все прижизненные портреты Петра. При входе в Аванзал посетителей встречает совсем юный император в латах и мантии. Этот портрет был написан во время его визита в Англию в конце XVII века по заказу Вильгельма III. Картина находится в частном собрании королевы Великобритании Елизаветы II и предоставлена Эрмитажу до конца лета - именно столько проработает выставка.
Рядом - два одинаковых Петра верхом (оригинал портрета и копия с него) и Елизавета, тоже на коне. Опять-таки на коне, в мундире офицера Преображенского полка победоносно смотрит Петр со шпалеры "Полтавская битва" в Николаевском зале. Бронзовые бюсты Петра и Меншикова работы Растрелли, друзей и соратников, вместе строивших новую империю, установлены симметрично друг напротив друга в последнем зале экспозиции.
Здесь же на троне в парадном костюме восседает восковой император работы Растрелли. Голова, кисти рук и ступни выполнены скульптором из воска по слепкам, снятым после смерти царя, тело - из дерева, по точным обмерам, суставы - на шарнирах, чтобы можно было изменять позу, парик - из собственных волос Петра, остриженных из-за жары в Персии. Восковая персона удивительно напоминает всем давно знакомую шемякинскую скульптуру, вызвавшую в свое время столько споров и разногласий в обществе. Те же длинные тонкие пальцы, маленькая по сравнению с огромным телом голова - словом, современный художник на самом деле воспроизвел настоящие пропорции, что подтверждают подлинные обмеры Растрелли.
Восковой Петр начинает тему смерти, у статуи такой же пожелтевший цвет лица, как и на трех портретах императора на смертном одре. Рядом в витрине посмертная маска, снятая с умершего все тем же Растрелли. Тут и рисунок скульптора - проект саркофага. Непосредственность подлинности видна в рисунке неизвестного художника, запечатлевшего погребальную церемонию Петра Великого и цесаревны Натальи Петровны. Он подробно и кропотливо зарисовал и подписал, кто и в каком порядке провожал императора в последний путь.
В Эрмитаже хранится уникальный гардероб Петра I, около 300 предметов одежды, принадлежавших лично императору. Из-за сложности хранения эту коллекцию редко показывают, однако к юбилею города впервые выставлена ее значительная часть - 70 предметов. Матросские костюмы и французские сюртуки, картуз и седло, костюм для охоты, парадное шитое золотом и серебром платье и домашний шлафор (халат) в цветочек, а также мундир офицера лейб-гвардии Преображенского полка, сохранивший следы пуль, - платья лежат в витринах и развешаны на манекенах. "Костюмы - то, что дольше всего держит энергию", - заметил Пиотровский. И эта энергия действительно циркулирует в залах Зимнего дворца, в городе Петра, задуманном и осуществленном по его воле.
"Царь-плотник, человек, который умел трудиться, - это важная часть его личности. Другая часть - собиратель, человек, который заложил основу музейных коллекций в России. Первый Рембрандт, первое скифское золото, китайские редкости - все это начал собирать Петр", - особо подчеркнул Михаил Борисович. Экспозиция в Николаевском зале рассказывает о разных ипостасях императора. Многочисленные предметы, выполненные в токарне Петра I, иллюстрируют высокое мастерство, а огромные токарные станки поражают хорошим состоянием. О Петре - кораблестроителе и артиллеристе, свидетельствуют модели кораблей и многочисленные приборы и инструменты: квадранты, кронциркули, линейки, угольники, зрительные трубы.
Петр собирал практически все, и на выставке сказался размах его интересов как коллекционера. Картины, драгоценности, скульптура - в соседних витринах представлено всего понемногу. В центре же зала возвышается в мраморной наготе Венера Таврическая, по приказу царя украсившая Летний сад, как апофеоз нового, европейского этапа в жизни России.
Кроме реальной истории жизни Петра экспозиция рассказывает и о мифологии. К чему же, как не к мифам, отнести обломок камня, подписанный, что он - от печи, сложенной на Алексеевском заводе при царе, или кусок железа, отсеченный от крицы собственноручно Петром?
Концертный зал, оформленный в серых тонах, отдан гравюрам и планам: проекты будущих памятников и первые планы города. Церковь Исаакия Далматского и будущий Летний сад, маяк в Кронштадте и второй Зимний дворец - одна гравюра занимательнее другой. Сравнивать, каким город был и каким он мог бы быть, но так и не стал, - занятие увлекательное, но после двух предыдущих залов, забитых экспонатами один интереснее другого, на это уже не хватает сил.
Осмотреть такую выставку за один раз - затея утопическая, так же как объять необъятное. Эрмитаж дает срок до начала осени - может, успеем.