ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВ: УЖАСНО, КОГДА ВО ВСЕМ МИРЕ ВСЕ ОДИНАКОВО
В течение семи лет Владимир Петрович отвечал за культурную жизнь нашего города, будучи вице-губернатором. Все это время мы трудились с ним в одном учреждении - комитете по культуре. Только он был его председателем, а автор этих строк - пресс-секретарем. В июне 2000 года В. П. (как называли мы своего шефа) пришлось искать себе новую работу. Так профессор российской истории Яковлев оказался на кафедре музееведения и экскурсоведения Университета культуры и искусств. Сегодня Владимир Петрович трудится еще и деканом специального факультета того же вуза, не оставляя свои занятия историей. Наш разговор начался именно с его нынешнего места работы.
- Сколько лет уже существует эта кафедра?
- В этом году кафедре исполнится пятнадцать лет. И все эти годы кафедрой заведует Надежда Ивановна Сергеева, которая и была инициатором ее создания.
- Есть ли в такой специальности потребность в Петербурге?
- Мне кажется, что уже действующие вузы готовят специалистов в первую очередь для художественных музеев, в то время как наша кафедра стремится готовить специалистов для музеев всех видов: от ведомственных до краеведческих. На сегодня в нашем городе свыше двухсот двадцати музеев и около полусотни галерей. Естественно, что подготовка специалистов потребовала организации около десяти лет назад факультета музееведения и экскурсоведения, деканом которого я нынче и являюсь. Мы смотрим на понятие "музейное дело" широко, быть может, потому, что это дело живое и развивающееся. Сегодня на нашем факультете более восьмисот студентов. Меня радует постоянно увеличивающееся количество тех, кто приезжает учиться в наш город из других регионов России. Эта свежая кровь крайне необходима такому большому городу, как наш.
- Обучение на факультете платное?
- Да, но уровень цен соответствует уровню и качеству получаемого образования. Наибольшей популярностью пользуются специальности, связанные с изучением иностранных языков и туризмом.
- Что написано в дипломе выпускников вашего факультета?
- Там указана специальность - "музееведение и охрана памятников". Выпускники факультета могут работать и работают в музеях города. Причем не только научными сотрудниками, но и экскурсоводами, менеджерами музейного дела. Сейчас идет активная подготовка специалистов в сфере музейной педагогики. Это направление в нашем городе начал успешно развивать несколько лет назад Русский музей.
- А музейное сообщество Петербурга поддерживает вас в деле профессионального образования?
- Музеи интересуются нашими выпускниками. У нас подписан договор о сотрудничестве с Русским музеем. С четвертого курса к нашим студентам начинают присматриваться там, где они проходят практику.
- В вашу бытность вице-губернатором Петербурга, отвечающим за вопросы культуры, очень популярен был тезис о том, что музеи являются градообразующим фактором...
- Градообразующий фактор можно отнести скорее к экономической сфере. В этом смысле "Балтика" более влиятельный фактор, поскольку значительная доля налогов в городскую казну поступает от продажи пива. На мой взгляд, музеи вышли сегодня в лидеры культурной жизни. В последние годы число посетителей музеев растет гораздо быстрее, чем число зрителей в театрах. Причем интерес к музейному делу затрагивает нынче все возрастные слои населения. Если музеи сумели разбудить интерес к памяти о прошлом - прошлом своего завода, своей семьи, то они выполняют свою миссию. Заметьте, сколько сегодня обращается людей по генеалогическим проблемам, желая восстановить историю своей семьи. Может быть, человека к этому подтолкнул портрет своего однофамильца, увиденный на выставке в музее?
- А кто сегодня нужнее в искусстве - менеджер или высокоинтеллектуальный специалист?
- Ответ очевиден: высокоинтеллектуальный менеджер. Ответьте мне на вопрос: кто такой Михаил Пиотровский? Это - человек, знающий пять языков, и при этом руководитель такого крупного музея, как Эрмитаж. Он, наверное, топ-менеджер, потому что собрал команду. Первое лицо в подобных ситуациях скорее должно не мешать осуществлять свои функции тем, кто трудится рядом с ними.
- Как вы оцениваете нынешнее поколение студентов, которые приходят учиться? Наше поколение, например, называли "книжным"...
- Нынешние юноши и девушки больше привыкли к визуальному восприятию культуры, то есть через видеоряд. Можно вспомнить наше недавнее прошлое, когда мы считали на деревянных счетах. Потом появились калькуляторы. А теперь - считаем на компьютерах. Сегодня очевидно, что всякое движение в духовной сфере начинается с развития информационных технологий. Что касается чтения книг, то, на мой взгляд, нынешние студенты мало читают. С другой стороны, когда я вижу списки обязательной литературы по всем наукам, то понимаю, что им все это не прочитать. Здесь встает вопрос выбора: что прочитать? Конечно, мы вспоминаем сейчас шестидесятые годы, когда меня студенты спрашивали: а какие три книжки вы взяли бы с собою в космос?
- И какие же?
- Я предложил тогда взять с собою три книги энциклопедического характера: "Былое и думы", "Жизнь Клима Самгина" и "Золотой теленок".
- А чтобы вы порекомендовали сегодня?
- Покупать надо энциклопедии и справочники. Меня этому учил на историческом факультете ЛГУ еще профессор Мавродин. Сегодня такое обилие литературы, что очень трудно давать советы. Если лет пятнадцать-двадцать главная проблема была достать книгу, то сегодня главная проблема: какую книгу выбрать. Нынче мы впервые близко знакомимся с серьезной западной литературой. И нынешняя молодежь уже интересна тем, что она знает не только русскую литературу, но и западную. Мир становится меньше, ближе.
- Вас не пугает, что приоритеты в сфере чтения у молодых принадлежат модным иностранным авторам?
- Опасения резонны. Хорошая литература так или иначе все равно найдет свою дорогу к молодым. В конце концов, в этом и заключается одна из задач университетского образования. Некрасов, помните, писал, что "Белинского и Гоголя с базара понесут". Раз в две-три недели я езжу на знаменитую книжную ярмарку в ДК имени Крупской. Расспрашиваю торговцев о том, что больше всего покупают. Так вот, предпочитают нашу литературу. Хотя когда я читаю студентам курс российской истории, то ясно вижу, что ребятам не хватает начитанности. И некоторые ссылки на литературные примеры не находят у них отклика. У каждого времени своя сумма знаний. Помню, как лет тридцать назад на вступительных экзаменах в Академии художеств один абитуриент, ныне известный и талантливый скульптор, отвечая на вопрос об Октябрьском вооруженном восстании, заявил мне, что большевики его блестяще подготовили, захватив почту, вокзалы, телеграф, телефон и... метро.
- Как вы думаете, нынешние студенты понимают, в какой стране они живут?
- Думаю, что догадываются. Хотя мне, как историку, хотелось, чтобы они лучше ориентировались в разных временах. Конечно, сегодня им труднее готовиться к занятиям, потому что расширился круг информации.
- Может быть, глобализация культуры - это не так уж и хорошо?
- Мне кажется, что под глобализацией культуры мы часто реально понимаем американизацию. Это беда. Потому что у каждого народа должна быть своя, а не заимствованная культура.
- Когда-то Жириновский упрекал Гайдара в том, что он так проводил свои реформы, что все население страны бросилось учить английский. А следовало бы сделать так, чтобы весь мир учил русский...
- Пусть учат все и русский, и английский, и китайский. Мне кажется, что ситуация, когда все языки мира равноинтересны, реальна. Однако ужасно, когда во всем мире все одинаково, когда везде стоят "Макдоналдсы" и везде пьют "пепси-колу", а в кинотеатрах везде идут американские фильмы... Я лично предпочитаю французские картины, а еще лучше - наши, отечественные.
- На ваш взгляд историка, можно ли считать историческими романы Бориса Акунина, которые пользуются бешеной читательской популярностью? Он учит истории?
- Он так же не учит истории читателей, как не учил истории в свое время покойный Валентин Пикуль. Но я искренне благодарен ему за его произведения. Потому что кто-то остановится на нем. А кто-то двинется дальше, взяв в руки Соловьева и Ключевского. В этом смысле Акунин, конечно, пробуждает интерес к истории. Особенно с учетом хорошей детективной интриги. Вкусы-то у людей и потребности разные. Кто-то пойдет слушать Пугачеву, а кто-то - Образцову.
- Есть ли для вас идеальный исторический роман?
- Да нет, пожалуй, такого романа, хотя мне ближе всего романы всех Толстых.
- Как вы оцениваете нынешние исторические телесериалы?
- Из того, что удалось посмотреть, наиболее интересной показалась "Российская империя" Парфенова.
- Как вы относитесь к идее создания музея Анатолия Собчака во дворце Белосельских-Белозерских? Ведь вам пришлось многие годы работать вместе с ним...
- Мне кажется, что более уместной была бы экспозиция в Музее истории Петербурга. Здесь надо уйти от политики и отметить память первого выбранного мэра в истории города. Анатолий Собчак многое сделал для Петербурга. В свое время мы с ним очень сильно дискутировали по поводу возвращения городу его исторического имени. Но время показало, что Собчак был прав, и если бы не он, то мы бы все время оглядывались назад. Возвращение исторического имени означало бесповоротное желание жить иначе.