ЗРЕЛИЩЕ С ЛЕЙБЛОМ "БАЛЕТ"
Сходить на Эйфмана сегодня модно. И сам Эйфман от моды старается не отставать: для своего нового спектакля "кто есть кто" жанр выбрал поактуальнее - балет-мюзикл. Родина мюзиклов и шоу - Америка - спектакль одобрила, и его показали в Петербурге.
За 25 лет существования театра сложился особый эйфмановский стиль. Как говорит Борис Яковлевич, стремясь к разнообразию, к тому, чтобы один его балет не был похож на другой, он попытался создать абсолютно "новый вид театрального зрелища на стыке балета и мюзикла". Нет, нет, артисты Театра Эйфмана еще пока не поют, хотя за время подготовки премьеры научились многому - освоили степ, эстрадно-варьетешные танцы. В спектакле все это есть, и более того - предостаточно, как предостаточно комических сценок, погонь, переодеваний, щеголяний мужчин в женских платьях с накладными формами, шуток а-ля голливудский юмор - словом, всего того, чем развлекают публику американские шоумены. Хотя изначально сюжет спектакля трагический, речь идет о русских эмигрантах: два танцовщика Мариинского театра в 20-е годы покидают родину и в поисках творчества отправляются в Новый Свет. Но меркантильной Америке их высокое искусство не нужно, и они попадают в среду производства зрелищ. А дальше события развиваются по давным-давно отработанной схеме "В джазе только девушки" - спасаясь от рэкетира (Юрий Ананян), герои переодеваются в женские платья и танцуют в шоу, один из них (Алексей Турко) влюбляется в свою коллегу-"подругу" красотку Линн (Вера Арбузова), другим (Игорь Седько), облаченным в женский наряд, "очарован" режиссер (Альберт Галичанин). В жизни комедия и трагедия рядом, у Эйфмана бок о бок они и на сцене.
Череду эффектных номеров на музыку из известных мюзиклов и популярных мелодий Дюка Элингтона разбавляют ностальгические сцены: на заднике петербургские купола и шпили, виднеющиеся из-за лопастей колеса мельницы - колеса истории, распорядившегося судьбой многих русских (художник, как обычно, Вячеслав Окунев), сопутствуют воспоминаниям героев о родине, а зрителям музыка Сергея Рахманинова напоминает о том, что на сцене все же не комедия.
Эйфман показывает разные пути эмигрантов: один, обретя личное счастье, находит себя и в творчестве, заставляя Америку поверить в свое искусство, основанное на классике, но не ограничившееся ею; другой, по словам хореографа, неудачник, которого Америка давит - металлические конструкции сдвигаются, не оставляя простора для движения, и он вынужден вернуться домой. По действию спектакля главная неудача героя в том, что его разоблачают в разгар свадьбы: несостоявшийся жених показывает зрителям доказательство подлога, парик мнимой невесты, а уже в следующей сцене только что бывший невестой герой в мужском обличье появляется с дорожным чемоданом.
Действие развивается вне зависимости от танца, хореограф как сторонник драмбалета не ищет индивидуальные пластические характеристики, а режиссирует сцены, приближая их к предельной конкретности. В сценах шоу Эйфману не пришлось изобретать выразительный язык, он уже давно придуман бродвейскими мастерами. Эйфман добавил краску, контраст между Линн, звездой шоу, и Линн, вдохновленной служением искусству, он подчеркивает, "поднимая" героиню с каблуков на пальцы, и пуанты становятся знаком преображения. В решении сцен двух друзей-эмигрантов пригодилась отработанная во многих предыдущих спектаклях Эйфмана форма мужского дуэта.
А нового в спектакле... Новые в театре звезды, Алексей Турко и Игорь Седько, передавшие трагизм и забавную бесшабашность главных героев. Они вполне органично вписались в ансамбль безупречно отрепетированного кордебалета, едва успевавшего менять костюмы, и известных эйфмановских звезд во главе с Верой Арбузовой, не только по сюжету бывшей суперзвездой с ее изысканными линиями и впечатляющей стильностью.
Зрелище получилось грандиозное и стало весомым ответом тем, кто считает балет искусством элитарным: Б. Я. Эйфман показывает, что и балетный театр может быть легким и доступным, едва ли не перешагивающим порог массовой культуры. Соглашаться или нет - дело зрителя.