ИСПАНСКИЙ "КОРОЛЬ" НАКОНЕЦ-ТО КОРОНОВАН. В ПАРИЖЕ
Говорят, современный теннис делится на две разновидности - просто теннис и теннис на грунте. Действительно, при, казалось бы, равных "правах" всех существующих покрытий турниров на земле проходит несоизмеримо больше, в то время как за травой, скажем, зарезервировано всего две игровые недели плюс Уимблдон. Грунтовые же турниры проходят практически круглый год за исключением второй половы лета.
Еще одно противоречие сегодняшнего тенниса - это "ценность" соревнований. Пройти без поражений все семь раундов турнира "Большого шлема" "стоит" примерно вчетверо "дороже", чем выиграть пять матчей, включая финальный, к примеру, на St. Petersburg Open. Имеются в виду рейтинговые очки, о разнице в призовых и говорить нечего. Вот и получается, что успех в чемпионате, входящем в "большую четверку", фактически гарантирует высокое место в рейтинге как минимум на год. И этим как раз отлично пользуются типичные "грунтовики" (испанцы и южноамериканцы), ежегодно срывая куш на кортах "Ролан Гаррос".
В нынешнем году в четвертьфинал Открытого первенства Франции пробились четыре испанца и два представителя Южной Америки. Андре Агасси на своем веку побеждал на любых покрытиях, выигрывал в том числе и "Ролан Гаррос", давно заслужил репутацию теннисиста-универсала, и потому его выход в восьмерку сильнейших тоже неожиданным не назовешь. И только голландец Мартин Феркерк казался в этой компании белой вороной - кого-кого, а его к типичным "грунтовикам" до сих пор не причисляли. Но обо всем по порядку.
Верхняя половина сетки мужского турнира никаких сюрпризов не преподнесла. Предположить, что Хуан Карлос Ферреро обыграет в четвертьфинале чилийца Фернандо Гонсалеса, было несложно - проблем у испанца и не возникло. Не было их у него, кстати, и в полуфинале в матче против соотечественника Альберто Косты. Здесь, правда, стоит отметить, что до этого Альберто провел на "Ролан Гаррос-2003" четыре (!) пятисетовых поединка, последний из которых в четвертьфинале против Томми Робредо (естественно, тоже испанец). Вот таким образом Ферреро дошел до третьего в своей карьере финала самого крупного турнира на грунте. Два предыдущих он, к слову, проиграл.
В общем, участие Хуана Карлоса в главном матче чемпионата можно было предсказать еще до начала турнира. Но вот соперника испанца не мог угадать никто. Чудесное восхождение Мартина Феркерка вверх по сетке французского первенства напомнило победное шествие аргентинца Дэвида Налбандяна на кортах Уимблдона. Ведь аргентинец на траве не меньшая экзотика, чем атлетичный голландец, исповедующий теннис "подача - выход к сетке" на грунте. Тем не менее Карлос Мойя (испанец, разумеется), "посеянный" в Париже под пятым номером, капитулировал перед Феркерком в пятом сете, а аргентинец Гильермо Каньяс - и вовсе в третьем. Почему? Пожалуй, и Карлос, и Гильермо сами сейчас мучаются над этим вопросом. Возможно, ответ кроется в том, что посланец Страны тюльпанов, на которого мало кто ставил, переиграл несколько снисходительных фаворитов обыкновенным (или, точнее, необыкновенным) упорством. Подтверждением этому - слезы на глазах Феркерка после полуфинала. Слезы мужчины, отдавшего для победы все свои силы.
Наверное, именно их ему в финале и не хватило. А может быть, и мастерства. 6:1, 6:3, 6:2 - это, что называется, в одну "калитку". Впрочем, Ферреро заслуживал титула чемпиона "Ролан Гаррос" как никто другой. Уже несколько лет входя в элиту мирового тенниса, Хуан Карлос никогда не добивался триумфа на турнирах "Большого шлема". На Пиренеях, кстати, его давно называют Королем. Но если раньше это прозвище могло показаться не достаточно обоснованным, то теперь все "по делу" - наконец-то он коронован. И наверняка вмешается в спор за место на теннисном Олимпе, который в последнее время вели только Андре Агасси и Ллейтон Хьюитт, ведь Ферреро - один из немногих испанцев, кто умеет побеждать не только на грунте.
Женский же теннис, похоже, упростился до обыкновенной войны двух кланов. Клан Уильямс против клана бельгийского. Звучит интригующе, а на деле все женские соревнования, по сути, превратились в дележ пьедестала между сестрами Уильямс, Ким Клийстерс и Жюстин Энен-Арденн. Остальные как бы не в счет. Правда, Винус Уильямс сейчас выглядит как-то неубедительно - именно ее место в полуфинале французского чемпионата заняла, на радость российским болельщикам, Надежда Петрова. С Клийстерс Надежде, конечно, было тяжело, но победить она могла. При счете 5:4 и 40:30 на подаче Петровой бельгийка попала мячом в трос, однако он предательски перевалился через сетку. Расстроившись, Надежда вообще перестала бороться - 5:7, 1:6. Зато бельгийским теннисисткам в тот день фортуна явно благоволила. По крайне мере, обыграть Серену Уильямс без помощи этой капризной дамы тяжело. Энен-Арденн повезло. А потом она взяла и разгромила Клийстерс - 6:0, 6:4, хотя фаворитом финала и не считалась. Клийстерс тем не менее тоже выиграла парижский турнир - в паре с японкой Аи Сугиямой.
Кстати, в других парных финалах не обошлось без участия российских теннисистов. Правда, на них тут же нашлась управа в лице американца Майка Брайана. Сначала он вместе со своей соотечественницей Лайзой Рэймонд обыграл в решающем матче турнира смешанных дуэтов Елену Лиховцеву и индуса Махета Бхупати, а потом в паре с братом Бобом не позволил защитить прошлогодний титул Евгению Кафельникову и голландцу Полу Хаархусу. Последним ударом для российского болельщика стало поражение Веры Душевиной от немки Анны-Лены Гренефельд в финале юниорского турнира. В общем, одно расстройство.