ОДНИ СИДЯТ, ДРУГИЕ ТРЯСУТСЯ
Вчера в особняке Румянцева состоялось открытие первой части выставки "От будней к праздникам. Городские этюды из 1930-х...". Государственный музей истории Санкт-Петербурга решил разделить жизнь Ленинграда на будни и праздники и начать предпочел с приятного, отложив разговор о политике и экономике этого бурного десятилетия жизни города на осень. Пока же в залах особняка более 600 экспонатов - живопись, графика, фотографии, подлинные костюмы и бытовые предметы из фондов музея - рассказывают о культуре жизни нового советского человека.
Тамара Ковалева, научный руководитель выставки, подчеркнула, что они хотели рассказать о светлой стороне жизни горожан в те годы, о том, что люди жили не только репрессиями и арестами, но и праздниками. Как живая иллюстрация тому, на открытии выступила Елена Сенкевич, жительница Октябрьского района, петербурженка в шестом поколении, которая в 1930 году как раз пошла в первый класс. Она вспоминала и елки во Дворце пионеров, и первомайские демонстрации, и ноябрьские праздники: "Школьные годы для меня - самое счастливое время". А напоследок Елена Анатольевна рассказала анекдот о взрослой жизни той эпохи: "Как живете?" - "Да как в автобусе: одни сидят, другие трясутся!"
Сам дворец является одним из главных экспонатов на этой выставке. В 30-е годы роскошный особняк в стиле ампир успел сменить множество хозяев - от Облсобеса до школы пионервожатых - пока в 1938-м не был передан наконец Музею Ленинграда и его развития. Таким образом здание вернулось к своей прежней роли - ведь еще в начале XIX века его хозяин, граф по рождению и коллекционер по призванию Николай Румянцев, сделал его первым частным общедоступным музеем.
Посетители выставки прошли по залам под бравурную музыку песен из кинофильмов. Но чтобы зрители не очень-то забывались под веселые мелодии аккордеона и сполна прочувствовали дух времени, их сопровождал конвой: энкавэдэшник и пограничник зорко следили за порядком. Однако двоих военных было маловато, чтобы нагнать страху на современную публику, и людей больше занимала собственно выставка, чем бдительный надзор, тем более в румянцевском особняке есть на что посмотреть.
Удивляет больше всего то, как одновременно близко и далеко отстоят от сегодняшнего дня 1930-е годы. За прошедшие 70 лет мода сделала виток и вернулась к таким же дамским туфлям на пуговках и некрашеным, белого хлопка, платьям. Да и на праздниках народ гуляет точно так же, судя по акварели Гринберга "На Неве в праздничный день": развеваются цветные флаги, нарядно одетый народ стоит у гранитного парапета набережной. Так же работали театры и кино - об этом говорят афиши, билеты, эскизы театральных костюмов. Люди ездили на Ночной бал фонтанов в Петергофе и катались на роликовых коньках в Таврическом саду (именно там был первый скетинг-ринг - так что современные роллеры могут взять это на заметку).
Но при этом совсем рядом с Ленинградом шла война. "Зимняя война" с Финляндией смотрит с красочных плакатов, бодро призывая: "Молодежь на танки!" и "Комсомол! Овладевай авиационной техникой!" И молодежь, одев противогазы и спрятав в карман военный билет, бежит кропить кровью снег. А дома родные будут встречать Новый год, нарядив елку ватными комсомольцами и сев за самовар у радиолы. А в прихожей останутся стоять лыжи и коньки, на стуле - лежать сдутый футбольный мяч. Те, кто переживет ту военную зиму и дождется лета, пойдут в парки культуры и отдыха сидеть на белых скамейках, слушать оркестр, фотографироваться у "Девушки с веслом". А не вернувшиеся останутся только на фотографиях, молодые, улыбающиеся, извлеченные теперь из архива под стекло витрин.