МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК ВЗЯТ

12 июня, в День независимости России, состоялось торжественное открытие Михайловского замка и его экспозиций. Русский музей устроил праздник для горожан: обязательные для официального мероприятия речи сглаживались звуком фанфар и скрадывались театрализованным шествием. Ну а затем высокопарность вступительных слов и вовсе смело - в вихре вальса: у северного фасада замка состоялся концерт Симфонического оркестра имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева.

Однако главную праздничную ноту вносил в обстановку летнего вечера с переменной облачностью сам Михайловский замок. Непривычно яркий, обновленный цвет фасадов оттенен зеленью деревьев и газонов, многоцветьем клумб. Глядя на засиявший замок со скульптурами, барельефами, надписью на центральном южном фасаде, становилось понятно, ради чего и ради кого собрались здесь люди. А люди подходили постоянно: привлеченные звонкими голосами фанфар, они шли на площадь Петра Великого и любовались необычным театрализованным шествием. Актеры Санкт-Петербургского Интерьерного театра были одеты в костюмы архитектурных сооружений. Золотая Петропавловка - на ходулях, сине-белая Кунсткамера - в кринолине, но великолепнее всего был, конечно, виновник торжества - Михайловский замок. Рыцарь на коне, в полном бронзово-красном облачении, со щитом, в руке - меч, шпиль замка. Коня под уздцы вели важные придворные в треуголках и мундирах. Ну а следом шумной толпой шли колонны, капители и прочая архитектурная мелочь. Когда директор Русского музея Владимир Гусев символически открыл вход в замок, толпа хлынула во внутренний двор. Он теперь превращен в тронный зал Павла I: там горожан встречает скульптура, подаренная музею Владимиром Горевым. Скульптор восстановил памятник на свои средства и преподнес ее в дар музею и городу. А замок теперь ждет посетителей - в его залах открыты уже три постоянные экспозиции и одна временная. Постоянные экспозиции напоминают о художественных вкусах императора, построившего дворец. Павел собирал искусство, и замок был полон живописных и скульптурных произведений, под отдельные коллекции создавались специальные залы. Чтобы напомнить о вкусах самодержца, Русский музей подготовил специальные экспозиции: в зале Антиков - "Античные сюжеты в русском искусстве", а в галерее Рафаэля - "Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников". Как подчеркнула заместитель директора по научной работе Евгения Петрова, для музея было важно избежать повторения, не допустить, чтобы Михайловский замок стал дублировать Михайловский дворец. Напротив, необходимо было сделать его отдельным, самостоятельным выставочным пространством. Поэтому в галерее Рафаэля у зрителей теперь есть уникальная возможность увидеть копии произведений мастеров эпохи Возрождения, выполненные известными русскими художниками. Увидеть, как Иванов, Венецианов, Бруни и многие другие учились у Рафаэля, Тициана, Веронезе, действительно интересно. Вряд ли бы Русский музей, который хранит множество таких копий, смог выставить их где-либо еще - такое совпадение места и времени, повода и причины единично. Еще один экспонат галереи Рафаэля - это живописный плафон "Храм ремесел", среди персонажей которого изображен и архитектор замка Винченцо Бренна, и автор этого плафона немецкий художник Меттенлейтер. Еще одна постоянная выставка - "История замка и его обитателей" - открыта в Тронном и Общем столовом залах. Парадные портреты Петра I, Петра III, Павла I и Марии Федоровны, а также гравюры Михайловского замка расскажут о перипетиях их судеб. Международный выставочный проект "Петербург в творчестве детей", к сожалению, только временный гость в залах дворца. У этой выставки богатая предыстория: в течение двух лет проходил конкурс в России и за рубежом, было собрано 8 тысяч детских работ, из них в два этапа выбрали всего 300. Теперь они выставлены в личных покоях великого князя Константина Павловича. Дети с разных концов страны и дети, для которых наш город родной, с одинаковой любовью рисовали сфинксов и медных всадников, расписывали шелк узорами решетки Летнего сада и вышивали силуэт Петропавловского собора, лепили корабли и конструировали бумажных кукол. Любой ребенок, пришедший на выставку, может принять в ней участие. В последнем зале на столах лежат открытки и фломастеры, и можно почувствовать себя почти Малевичем, нарисовав красный квадрат. Вот когда жалеешь, что тебе не восемь и даже не двенадцать лет.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.