РЕЕСТР ПРАЗДНИКОВ В МАНЕЖЕ
Вчера в центральном выставочном зале "Манеж" состоялось открытие межмузейной выставки "Праздничный Петербург". О ее масштабе говорят следующие цифры: почти 30 городских музеев, архивов, библиотек предоставили около тысячи экспонатов, экспозиция занимает оба этажа Манежа, ее подготовка заняла два года, но проработает она - увы - всего месяц. Главным организатором этой акции выступил Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Открытие было обставлено со всевозможной пышностью. Были и фанфары, и барабанная дробь, и хор пропел гимн города, и Петр I важно кричал: "Виват!" - в перерыве пытаясь незаметно выключить свой мобильник. В глубине зала гостей уже встречали дамы в кринолинах и кавалеры в мундирах. А на втором этаже Ленин с молоденькими работницами в красных платочках слушал, как аккордеонист наяривал песни из кинофильмов сталинской эпохи. Эта театральная кутерьма вносила оживленность в атмосферу юбилейной церемонности, а своей карнавальной условностью подчеркивала, насколько сама выставка серьезно и вдумчиво выстроена.
Художник выставки Борис Бейдер выстроил на первом этаже Манежа сложную систему из деревянных мостков. Гуляя по ним, зрители могут заходить в отдельные тематические отсеки, рассматривать гравюры и фарфор, оружие и знамена, монеты и медали XVIII и XIX веков. На втором этаже, посвященном веку XX, выстроена целая улица, по которой прогуливаются светские дамы в нарядных платьях, - эта улица ведет от Гурьевского сервиза до тарелок "Слава Октябрю". В перспективе этажа силуэты революционных солдата и матроса, до них - 300-летие дома Романовых и 900-летие крещения Руси, а за ними уже 250-летие Ленинграда и 50-летие со дня основания пионерской организации.
Выставка снабжена и мультимедийными материалами: на первом этаже можно посмотреть фильм о Северной войне, на втором - два кинозала с хроникой до- и послереволюционной. Рядом с залами витрина с кинопроекторами начала XX века и 1940-х годов. Вообще, чтобы не запутаться и посмотреть все, что хочется, на входе посетителям выдают план выставки.
Праздники, которые петербуржцы успели отметить за триста лет существования города, поделили на несколько категорий: прежде всего по времени - на периоды от петровских до советских, а затем по характеру - на религиозные, светские и военные. Последних оказалось как-то неожиданно много. Получается, что Петербург-Петроград-Ленинград все три века только и делал, что воевал и отмечал военные победы.
При Петре I каждая удача юного морского флота широко праздновалась - триумфы Северной войны подтверждались фейерверками и ассамблеями. Копия ботика Петра, адмиральское кресло императора, его плащ и трость - такое чувство, что он только ненадолго вышел - посмотреть выставку о себе в Эрмитаже, например. XIX век упрочил статус города как военной столицы. Петербург жил парадами и смотрами. Дамы всех возрастов и сословий млели от блеска мундиров и мишуры погон - понятно почему: стоит только посмотреть на эту парадную форму, на кивера и султаны или прочитать меню юбилейного обеда какого-нибудь полка. XX век отнял у города столичный статус, но оставил его центром военных испытаний: колыбель революции 900 дней провела в кольце блокады, и роскошь военных парадов с тех пор приглушена пеплом потерь.
Праздники народные, массовые гулянья были связаны с крестьянскими традициями: балаганы, качели, райки, горы, карусели - все то, что сейчас называется лунапарками или парками развлечений и возвращается с налетом Запада в городскую жизнь, запечатлено на гравюрах и акварелях на фоне все тех же питерских пейзажей: Нева, Царицын луг, Крестовский остров, Адмиралтейская площадь.
Светские праздники - балы, маскарады, фейерверки по поводу и без повода, концерты - Петру удалось крепко привить Петербургу привычку веселиться не только для поддержки престижа государства, но и для собственного удовольствия. От "огненных потех" в честь Анны Иоанновны до последнего бала в Зимнем дворце 1903 года - в Манеже собрали полный реестр светских удовольствий. Но и светский, и несветский человек найдет что посмотреть в Манеже.