ПРОВОДНИКОВ СДЕЛАЛИ СТРЕЛОЧНИКАМИ
...В первую очередь, я прошу прощения у тех людей, причиной чьих неприятностей я стала, ни в коем случае не предполагая этого. Нет, я, конечно, знаю, что живу в Российской Федерации, где ничего умом не понять и аршином общим не измерить. И что "нам не дано предугадать, как слово наше отзовется" - тоже знала. Но обо всем по порядку.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ОПЕРАТИВНОСТЬ
Буквально две недели назад в "НВ" был опубликован мой репортаж "Путешествие в концептуальном поезде". Вкратце напомню. В канун 300-летия Санкт-Петербурга по маршруту Новгород - Петербург пустили новую электричку, преподнеся это событие как подарок новгородцам и новое слово в железнодорожном комфорте. На самом деле по сравнению с прежней электричкой "подарок" в комфорте проигрывает (начиная с таких мелочей, как отсутствие крючков над сиденьями, чтобы вешать верхнюю одежду, занавесок на окнах, а также крошечный туалет типа "толчок" и отсутствие кафе-бара, который был обещан представителями СМИ, писавшими отчеты с пышной презентации "подарка"). В вагоне не были указаны номера мест, а снаружи - номера вагонов... Кроме того, писала я об отсутствии каких-либо нормальных условий для работы поездной бригады, и уж совсем из ряда вон - недавний случай, когда у "опарыша" (так прозвали новгородцы поезд - не столько за белый цвет, сколько за "внутреннее содержание") на ходу отвалились два вагона. Репортаж был сделан по личным впечатлениям, а также на основании материалов новгородских газет, рассказов коллег и знакомых, бесед с попутчиками, подслушанных жалоб проводников...
Вчера я вновь уезжала из Новгорода в 8 утра. "Опарыш" за эти две недели стал смотреться еще несчастнее и грустнее - не знаю уж, чем его красили на московском предприятии, переделывавшем в новый поезд старую рухлядь рижского завода, но краска уже пошла потеками. Но на вагонах были разношерстные номера, содранные, по всей вероятности, с каких-то других поездов. Ну, это не беда, хоть есть, подумала я. Номера мест тоже были - неужели публикация подействовала? Оперативные, однако, товарищи на железной дороге, подумала я, усаживаясь в повышенно-комфортное кресло, сиденье которого тут же отвалилось (стоит заметить, что явно не из-за моего веса - ношу 46-й размер). Новгород - город маленький, и здесь все всё про всех знают. И мне рассказали, что "был большой шум", сняли начальника поезда с должности, устроили разнос бригаде, только часть которой осталась работать на маршруте... "За то, что много болтают..."
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
Сначала я не поверила своим ушам. По приезде я проверила информацию - все правда. И для несчастных проводников я оказалась причиной их бед. Хотя... В поездках случается сталкиваться с проводниками-хамами, пьяными, грубыми и неряшливыми. Так уволить такого, на которого пассажиры пишут жалобы, безумно сложно... А бригада, работающая на маршруте давно, уважаемая всеми за старательность и аккуратность, может попасть под расправу, оказывается, мгновенно.
Когда речь шла о "ненавязчивом сервисе" - это было еще полбеды. Ну, паршивенькая электричка, так и страна у нас бедная, да и мы не баре - хотя зачем было так мощно "пиарить" неслыханный комфорт? И подарок это просто царский - но прежний поезд, который, в сущности, моложе "опарыша", и несколько лет назад столь же пышно презентовался, и был удобнее и приятнее, и вагоны от него не отваливались - этот поезд перевели на другую линию. По слухам, он откуда-то ездит в Москву.
Далее. Я не имею обыкновения размахивать журналистскими удостоверениями. В магазине я - покупатель, в поезде - пассажир. И девушки-проводницы не давали мне интервью. Мы перекинулись буквально несколькими словами - но ведь, во-первых, у меня самой есть глаза. Во-вторых, девушки не работают на секретном предприятии и не давали подписок о неразглашении военных тайн. (А начальника поезда я и вовсе в глаза не видела и как его зовут, понятия не имею. В чем он виноват? Что не приказал своим подчиненным при проверке билетов быть бдительными и пресечь попытку проникновения в поезд гнусного журналиста под видом обычного пассажира? А то ишь, повадились: вместо того чтобы спокойно побывать на презентации и написать о том, что там говорили, они взяли моду ездить в поездах и писать, как все на самом деле.)
Ни проводницы, ни их начальник не принимали участия в конструировании "опарыша". Не они, в частности, придумали туалет-толчок с открывающейся внутрь дверью - когда ее открываешь, пятишься и запрокидываешься над дырой, а пятки упираются в "постамент" (напоминаю, у меня 46-й размер одежды, а если бы 52-54-й?). Такую штуку мог изобрести только - не буду писать "кретин", а то в суд подадут, использую синоним, придуманный любимым писателем Михаилом Успенским, - "представитель интеллектуального большинства". Не они наврали, что в поезде можно будет перекусить и выпить кофе в цивильных условиях. Не они, в конце концов, выделяли федеральные деньги - и немалые - по линии МПС на конструкторские изыски столичных гениев. В общем, их начальники в данном случае нашли "стрелочников".
АХ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ...
К слову, о федеральных деньгах. Я с уважением отношусь к Михаилу Михайловичу Прусаку и считаю его весьма неплохим губернатором. Но одно из его последних интервью меня просто разочаровало. Ему задали вопрос о юбилее Петербурга и о том, получили ли новгородцы какой-либо кусок от этого вселенского пирога... Ответ М. М. был прост, как правда: мы все с вами вложились в юбилей, на который работала вся страна. Туда ушли деньги, которые могли бы пойти на другие региональные программы. В свою очередь мы с вами, дорогие новгородцы, получили от этого пирога кусочек - новую электричку и еще что-то там для взлетной полосы в аэропорту. Теперь не стыдно принимать высоких гостей.
Высоких гостей, может, и не стыдно. А меня, Михаил Михайлович? Ведь вместе с вашими подопечными новгородцами я тоже ем весьма невкусный кусочек этого пирога? И не я одна - в этих поездах обычно поровну петербуржцев и новгородцев. Мы же не отбирали деньги от региональных программ...
В общем, грустно мне стало, господа. Я менее всего склонна винить, допустим, господина министра Фадеева. На презентации "опарыша" он, возможно, не снимал пиджака и поэтому не задумывался о том, где его повесить. И в туалет вполне мог не ходить. А проблема чашки кофе не стояла - на презентациях угощают...
Мне интересно, что сейчас придумает железная дорога. Реакция, полагаю, будет по обыкновению оперативной - вот только какой? В голову приходят варианты.
После выхода публикации проводников заставят дать обет молчания - и не только запретят говорить с журналистами, а и с родными, знакомыми - вдруг стукнут в прессу?
Или составят черный список из одной-единственной моей фамилии, и едва билетный кассир увидит мой паспорт, как тут же окажется, что нет билетов.
Или отменят рейс в 8 утра вообще, а общественности объяснят, что из-за настырных журналюг маршрут закрывается на весь горячий летний сезон, потому что надо прибивать вешалки и вешать занавески. Бригада уйдет в отпуск без сохранения содержания. А когда по завершении работ я появлюсь на перроне, люди в синей форме меня линчуют...
Бред? Но после вчерашней поездки все эти безумные варианты мне представляются не такими уж невероятными.
К слову, подобные поезда уже ходят из Москвы в аэропорт Домодедово и трижды в сутки из Питера в Петергоф. Но дорога до Новгорода - это не полчаса, а все-таки три с четвертью. И все же кто мне ответит на вопрос: почему это все называется "повышенной комфортностью"? У бедных проводниц спрашивать не буду. Их вчера всю дорогу об этом спрашивали раздраженные пассажиры. У крайних. У стрелочников.