РАЙСКИЕ КУЩИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Как и в прошлом году, с наступлением лета сад Фонтанного дома расцвел произведениями художников. На этот раз Музей Анны Ахматовой и Государственный центр современного искусства назвали свой совместный проект "Райские кущи" и сделали заявку на то, что в этих кущах будут представлены новая петербургская архитектура, новая петербургская скульптура и новый петербургский двор.
Кураторы проекта Мария Коростелева, Екатерина Соколова и Марина Колдобская рассказали о том, что современное искусство "долго искало место, свободное от юбилея", и нашло его здесь, под зеленой сенью сада особняка Шереметевых. Художники, устроившие "Райские кущи", предлагают объектам искусства просто "врасти" в парк, уцепившись за почву корнями, а в небо упершись цветами и листьями. Так, Наталья Краевская делает скульптуру "Флора": богиня цветов есть не что иное, как клумба, - думаю, древнегреческая богиня не обиделась бы на такое толкование своего облика, настолько гармонично раскраска скульптуры гармонирует с яркостью живых растений. Маша Лукка со скульптурой "Он - Она" поддерживает ту же идею: гипсовые половинки мужской и женской фигур прорастают цветами. "Фановая свирель" Михаила Карасика, похожая на гигантский инструмент, брошенный в траве каким-нибудь Паном и заросший цветами, всем хороша, только что не звучит.
Подобные произведения искусства просто позволяют наслаждаться собой, другие же на первый план выдвигают пропаганду и наглядную агитацию, не переставая при этом быть красивыми объектами. На газоне цветами выложена надпись: "Руками не трогать", - а рядом табличка: "Этот мир принадлежит тебе". Ну как тут не задуматься о природе социальных запретов, и даже больше - об устройстве общественных институтов, о соотношении свободы и несвободы и т. п.? И вот с зеленых газонов "Райских кущ" ты уже воспаряешь в философские эмпиреи... А рядом призывает задуматься о техногенности современной жизни Марина Колдобская с "Памятником компьютеру" (из пустого монитора торчат пучки травы), а о растительном существовании обывателя - Петр Швецов и Андрей Панихин (оранжевые кушетка и телевизор покрыты порослью оранжевых же цветочков).
В "Райских кущах" нельзя было обойтись без ангела. Его, прозрачного, из сквозной ячеистой металлической сетки сотворила Надежда Зубарева, он склонился к земле. А три гипсовых близнеца Виталия Пушницкого, наоборот, вознеслись на крышу. Осколки прошлой эпохи, кто без ступни, кто без ноги по колено, они воплощают в себе "Память сада". Но парковая скульптура может уводить из сада не в небо прошлого, не на траву рая, а в совершенно иные, подводные глубины. Петр Белый выстроил из трехлитровых банок огромный куб, полный воды и колышущихся водорослей. "Сны тритона" - таинственный мир, преломляющий дневной свет сквозь стекло и толщу воды и светящийся изнутри собственным светом.
Архитектуре в саду тоже нашлось место. Александр Подобед выстроил легкий деревянный "Мост в Эдем", путь по которому уставлен цветочными горшками. Оскар Мадера в пику юбилейной лихорадке выстроил павильон с гордым названием "Санкт-Петербург" в виде шалаша из банных веников. Владимир Козин внутри шалаша разместил галерею парадных портретов "300 лет - 300 лиц": ксерокопии газетных фотографий и гравюр знаменитостей прошлых веков и дня сегодняшнего раскрашены в бойкой манере поп-арта. Разноцветные лица великих людей, развешанные вперемешку, сливаются в один пестрый лик - города, выросшего на месте "приюта убогого чухонца".
Группа "Мусорщики" решила удалиться из "Райских кущ" и выбрали для обустройства в соседний двор дома № 51 по Литейному проспекту. Собрав у жителей дома старые вещи, они использовали их для обустройства детской площадки. Там нашли себе место патефон и радиола, на веревке сушатся пластинки, а музыку издают крышки от кастрюль, по которым можно постучать какой-нибудь железкой. Вокруг клумбы уселись разномастные настольные лампы, похожие на нахохлившихся птиц, и поверхности горки и вентиляционной шахты украшены узором из помятых пупсиков, исписанных фломастеров, резиновых игрушек и прочей дребедени, с детства завалявшейся на антресолях. Вся площадка раскрашена психоделическими яркими красками - наотмашь, из пульверизатора.
Сад будет цвести все лето, и произведения искусства пройдут проверку таких придирчивых критиков, как дождь, ветер и солнце. Но если дождя в парке шереметевского особняка не очень ждут, то остальным зрителям вход в "Райские кущи" - свободный.