СТО ДНЕЙ БЕЗ ЛИЦЕМЕРИЯ
Сегодня исполняется 100 дней с того момента, как Валентина Матвиенко стала полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе
Результат работы полпреда по обеспечению петербургского "саммита" в дни трехсотлетия нашего города лучше всего подвела супруга президента Франции Ширака, посетовавшая, что "при всем желании" придраться не к чему.
Традиция отсчета "ста дней" ведет свое начало от президента Ф. Рузвельта, вступившего в должность в 1933 году. Так что сама традиция по историческим меркам молода, хотя в этом году можно отмечать ее своеобразный юбилей. Со временем определился и ее смысл: выявление политического стиля государственного деятеля, приступившего к исполнению обязанностей на новом посту.
Не стоит, вероятно, перечислять те обязанности, которые пришлось исполнять новому полпреду. Прежде всего это обеспечение петербургского "саммита" в дни трехсотлетия нашего города. Это была работа в условиях, когда бывший губернатор В. Яковлев заявил об отказе бороться за "третий срок", что поставило политическую ситуацию в городе в совершенно новые условия. Тем более в неожиданные, если учесть своеобразное признание губернатора, что такой шаг он задумал еще в 2000 году. Хотя если бы заявление об отказе от "третьего срока" было сделано тогда, ситуация была бы неизмеримо спокойнее. Вот почему есть смысл поговорить именно о Санкт-Петербурге.
Все сошлось к тому, что именно вступление Матвиенко в должность, как отмечали наиболее внимательные петербургские аналитики, породило в Смольном надежды на некие договоренности, в рамках которых "третий срок" станет возможным. Стоическая правовая непреклонность предшественника Матвиенко на посту полпреда - генерала Черкесова - в Смольном вызывала чувство ожесточения, что явно проявлялось в действиях близких к этому зданию пропагандистов. Назначение Матвиенко в этих кругах вызвало почти ликование. Им казалось, что с ней можно договориться. Причем на их условиях. Оказалось - все не так.
Помимо всего прочего, "смольнинцы" основывались на том, что Матвиенко с ходу же предложила "зарыть топор информационных войн" как можно глубже, ибо в преддверии юбилея, когда к Питеру привлечено внимание мира, такие войны неуместны, более того - прямо вредоносны. Эта разумная и ответственная позиция была воспринята как слабость. И совершенно ложно. Слабости никакой не было. Было предложение ответственно относиться к своему городу. Но одновременно не было ни малейших уступок правовым принципам. Никакого политического торга. Никаких закулисных интриг. Большинство нормальных людей восприняли такую позицию с пониманием. Но не меньшинство.
Здесь следует, как мне кажется, понять одну важнейшую особенность положения полпредства в городе. Полномочный представитель руководствуется исключительно федеральными законами. Это - сугубо административный орган, который не может выходить за рамки соответствующих правовых норм и предписаний. Иными словами - полпреду трудно действовать, руководствуясь набором приемов публичного политика: губернатора, лидера партии, депутата и т. п. В этих ограничениях есть своя сила, но есть и своя слабость. Условно говоря, "партия третьего срока" (а она не развалилась в одночасье) действует именно как публичная политическая сила. Она имеет своего лидера, своих спонсоров, свой актив, симпатизирующих ей (или "прикормленных" ею) деятелей СМИ. Она не ограничена, в сущности, ничем, кроме Уголовного кодекса (будем надеяться). Полпред так действовать не может, ибо, перейдя на иную "поляну", он уравняет себя с политическими интриганами, которых местная власть приручала годами. Поэтому у полпреда только два инструмента: контроль за исполнением законов и возможность (добавлю - и желание) сделать что-то реальное для людей.
Вот эти принципиальные противоречия в политической стилистике и следует учитывать при подведении итогов "ста дней" Матвиенко. Закон и дело - такой лозунг могла бы она начертать на своих знаменах, если бы они у нее были.
Но никаких других знамен в полпредстве, кроме знамени российского и знамен субъектов Федерации, нет. И быть не может. Работать Матвиенко в эти дни приходилось не только под самыми пристальными взорами горожан, но, как выяснилось, и в условиях жесткого политического противодействия. Оно выразилось в форме своеобразной "итальянской забастовки" немалой части чиновников, находящихся в сфере влияния городской администрации. Напомню, что "итальянка" - это выход на работу, при котором полноценное исполнение своих должностных обязанностей фактически прекращается. Но формально никого наказать нельзя. О таком искусственно создаваемом параличе власти уже не раз говорили депутаты, журналисты, да и просто сторонние наблюдатели. Но если бы дело только ограничивалось "итальянкой". Вот житейский, конкретный пример. У моих знакомых остановился в доме лифт. Обращение в соответствующие службы было не слишком результативным. Что ж, дело житейское. Мои друзья, люди активные, пошли в райадминистрацию, где им прямо сказали: "Вот теперь есть Матвиенко, к ней и обращайтесь". Не знаю, по собственному ли административному рвению, по указанию ли, но объективно получалось следующее: "Не хотели Яковлева - теперь все вопросы к Матвиенко". Тактика "перевода стрелок" в любом случае начала действовать.
Насколько я могу себе представить, в этих условиях полпредству ничего не оставалось делать, как взять на себя часть обязанностей администрации. Вот еще пример, который уже на слуху. Ситуация с инсулином. Она в городе постоянно "на грани". Ясно, что это - зона ответственности городской администрации. Но раз она "на грани", то перед "домом на набережной" встает неизбежная дилемма: либо ждать, когда грань будет перейдена (со всеми драматическими последствиями), либо принять ответственность на себя. Когда после вызова даже не на "ковер", а просто для разговора руководителя соответствующего комитета стало ясно, что, несмотря на всю "готовность", горадминистрация в короткий срок исправить ситуацию не в состоянии, пришлось действовать по-другому. Известно, что полпред связалась с министром здравоохранения Шевченко, который правдами и неправдами из каких-то сверхстратегических запасов направил в город партию инсулина. Дыру удалось закрыть. Но зато из уст смольнинских пропагандистов сразу посыпались обвинения: почему она вмешивается не в свое дело, превышает свои функции и подменяет городскую администрацию? Что в этих условиях может сделать полпред? Рассказать о своих действиях? Тут же бы ее обвинили в саморекламе с известными целями. Причем обвинили бы те же, кто "борется за демократию и гражданское общество", но ни разу не выступили в защиту больных диабетом. Оставалось, судя по всему, одно: промолчать, действовать дальше.
У меня нет желания выступать на чьей-то стороне. У меня есть желание объективно исследовать ситуацию с тем, чтобы каждый свободно мог высказать свое мнение.
Не секрет, что с первого же известия о назначении Матвиенко в Петербурге укоренилось мнение, что именно она будет баллотироваться в губернаторы на "послеяковлевских выборах". Но пока выборы не объявлены, полпред не имеет права по закону ни подтверждать, ни опровергать такие слухи. Опять-таки ситуация непростая. Она дает простор оппонентам Матвиенко говорить и писать все что угодно по этому поводу. Но не дает полпреду ни единого шанса на публичный ответ, не перейдя рамок закона.
Возникает прелюбопытнейшая ситуация. Оппоненты Матвиенко ведут против нее классическую кампанию "белого", "серого" и "черного" пиара, характерную именно для выборов. При этом они пребывают, с одной стороны, в полной уверенности в том, что она им не ответит, а с другой - готовы к той обстановке, в которой Матвиенко может "сорваться", чтобы обвинить ее в нарушении закона и преждевременном начале агитации. Вплоть до подачи исков в суд. Это уже не "итальянка". Это - настоящая психологическая война. Которую, впрочем, все равно выиграет тот, у кого крепче нервы и больше психологическая выдержка. "Атака Марковой", одна из задач которой как раз и состояла в выведении всей системы полпредства из равновесия, похоже, захлебнулась. Хотя и не без последствий для полпредства, как кажется. Но абсолютного успеха она не имела.
"Марковский демарш" высветил и нечто более серьезное. Северо-Западное полпредство, сама Матвиенко оказались в эпицентре большой политической игры, в которой задействованы не только питерские, но и московские круги. В ближайшее время в Петербурге будут проверяться на прочность позиции пропрезидентских сил на грядущих парламентских, а затем и президентских выборах в марте будущего года. Известно, что "партия третьего срока" мотивировала в политических кулуарах необходимость сохранения своего вождя в Смольном тем, что только он способен обеспечить высокую явку на президентских выборах, а также высокий процент голосов, поданных за президента в его родном городе. Теперь те же люди "организуют последствия" для президента. Не случайно госпожа Маркова призвала депутатов ЗС обратиться к президенту с предложением подумать о грядущих выборах, не конкретизируя, идет ли речь о выборах губернатора, депутатов Думы или самого президента. В такой недоговоренности - явный шантаж президентской администрации.
Пока что о таком шантаже впрямую говорил только один Березовский. Но похоже, что кое-кто в Москве, а особенно в Питере, воспринял слова БАБа как руководство к действию. "Коммуно-либерализм" Березовского (не имеющий, впрочем, ничего общего ни с коммунизмом, ни с либерализмом, ни тем более с патриотизмом) в реальности подразумевает одну тактику: непрерывное обвинение "путинского режима" в двух грехах - ущемлении прав губернаторов и якобы нарушении принципа федерализма, а также в подавлении свободы слова и оппозиции. Судя по всему, смольнинская пропагандистская машина будет бить полпреда именно в эти политические точки. Обвинения в "присвоении губернаторских полномочий" мы, кажется, уже разобрали. Если бы администрация города выполняла свои обязанности в полной мере, то вопрос бы отпал сам собой. Кстати, а чего стоит очередное отклонение Яковлевым закона о городских добавках к пенсиям? Я что-то от пропагандистов "смольнинского" ТРК не слышал анализа данной конкретной ситуации.
Между прочим, та же тактика, а именно: вот, дескать, генерал ФСБ Черкесов всех "зажмет" - использовалась в антиполпредовской борьбе пару лет назад. Сегодня даже вчерашние противники Черкесова в частных разговорах вынуждены признать, что такой свободы слова, как за эти два года, в Питере давно не было. Именно за это время Питер стал самым свободным в плане свободы слова, свободы выражения мнений городом России. Если сопоставить это с намерением губернатора Яковлева, высказанном в 1996 году, оставить в городе "одну ежедневную газету", то различие в подходах очевидно.
Сегодня в моде новая "страшилка". Ранее, мол, в городе было "двоевластие", и в этих условиях, когда не было единого центра - ни "яковлевского", ни "черкесовского", - можно было найти свою нишу. А в случае "единовластия Матвиенко" это счастье уплывет неведомо куда. Отсюда вывод: надо бороться против Матвиенко, "за демократию" и поддерживать Смольный. Как же легко купить нашего брата-интеллигента, поймать его буквально "на фу-фу"! История его ничему не научила. Помнится, в 1996 году часть интеллигенции "яблочного" толка купилась на идею "борьбы с авторитаризмом Собчака" (выдуманную ими самими). В этой борьбе они поддержали Яковлева, фактически приведя к власти, как они выражались, "демократа-практика". Дальнейшее - известно. Не станем теребить чужие раны. Но ведь сегодня история повторяется. Правда, уже как фарс.
Что ж, пора подводить итоги и ставить диагноз. Если исходить из простого сопоставления: лицемерие и нелицемерие - следует признать, что первые свои сто дней новый полпред провела без лицемерия. А это уже немало, учитывая атмосферу, которую пытались насадить в городе в предшествующие годы. Атмосферу "петербургских списков" с уголовниками, атмосферу подкупа избирателей, подкупа журналистов, создания искусственных врагов и "классовой борьбы с ними". Пока что ничего подобного, исходящего из полпредства, я не заметил. Есть ли сомнения? Конечно, есть. Ибо ангелов среди нас вообще нет. Буду откровенен: я боюсь того, чтобы на незаметных, но влиятельных местах в городе не оказались "щипачи" из бывших "комсомольских активистов", не умеющие реально работать, но способные к аппаратным интригам. Я боюсь, что не будет начата работа по селекции эффективных менеджеров, способных управлять городским хозяйством. И открыто говорю об этих и других опасениях. Но пока что личная, нелицемерная позиция В. Матвиенко внушает мне больше доверия, чем все действия ее явных и тайных оппонентов. А дальше посмотрим.