СРЕДИ ВУЗОВ ТОЖЕ ЕСТЬ "ОТЛИЧНИКИ" И "ТРОЕЧНИКИ"
В Петербурге прошла международная научно-практическая конференция "Управление качеством в современном вузе", организованная Ассоциацией негосударственных вузов России и Межрегиональным образовательным консорциумом России.
Высокая конкуренция заставляет вузы всерьез задумываться о качестве. "В условиях рынка труда залогом не только конкурентоспособности вуза и выпускников, но и элементарного выживания высшего учебного заведения является качество", - убежден ректор Международного банковского института, президент Ассоциации негосударственных вузов СЗФО Виктор Вениаминов. Кстати, Международный банковский институт победил в этом году в конкурсе на премию качества Санкт-Петербурга.
Разработка систем качества - деятельность трудоемкая, творческая и рутинная одновременно. Необходимо детально описать все процессы. Такой, на первый взгляд, формальный подход непременно принесет результат. Например, с чего обязан начинать занятие преподаватель? С постановки задачи на данный семинар или лекцию: студент должен понимать, какие знания он приобретет сегодня. Заканчивать встречу со студентами нужно подведением итогов, чтобы каждый мог оценить, насколько эффективным для него была сегодняшняя учеба.
У негосударственных вузов есть свои преимущества в борьбе за качество. Например, финансовая свобода позволяет администрации стимулировать и преподавателей, и студентов, поощряя сотрудников за добросовестную работу и предоставляя скидки по оплате за обучение отличникам. Есть возможность приглашать для чтения лекций ведущих специалистов из других университетов, вводить дополнительные курсы, более динамично реагировать на запросы работодателей.
Безусловно, повышению качества деятельности высшего учебного заведения способствуют и регулярные анкетирования, которые проводятся среди студентов. Во многих негосударственных вузах такие опросы стали традицией: студенты пишут, какие курсы были интересны, какие - непонятны, задают вопросы ректору и деканам, высказывают пожелания, оценивают работу преподавателей. Все материалы анализирует руководство вуза, преподаватели имеют возможность узнать свой рейтинг и сделать выводы. Ректоры негосударственных вузов не скрывают, что готовы расстаться с профессором, если на его лекциях студентам скучно. Зато строгие преподаватели, как правило, получают весьма приличные оценки.