СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА: НЕ ХОЧУ ПРОДАВАТЬ
Вчера в Театре эстрады был показан спектакль "Прекрасен, чуден божий свет, или Четыре стенки и крышка гроба...". Добрая, трогательная и немного грустная история о любви, одиночестве и отношениях между обычными людьми. В роли Милли - народная артистка России Светлана Крючкова. Сегодня актриса - гость "Невского времени".
- Светлана Николаевна, если можно - несколько слов о спектакле...
- Милли - одна из моих любимых ролей. Это настолько позитивный персонаж, что у меня всегда поднимается настроение, когда я ее играю. Что бы ни случилось, моя героиня всегда говорит: "Все будет хорошо. Все будет замечательно... А мы вот еще раз попробуем". Я как бы заряжаюсь от нее положительной энергией.
Я вообще очень люблю этот спектакль. Мне очень нравится, что в нем задействованы мои ученики. Можно было бы, конечно, собрать "звездную" команду... Но ведь хочется и молодежи помочь пробиться. Ну, пусть сейчас мы собираем зал не в 400 человек, а в 250, что с того? Зато зритель получает возможность увидеть молодых и талантливых артистов.
- А что, сегодня молодым и талантливым действительно так тяжело заявить о себе?
- Безумно тяжело. Им же совсем кислород перекрыли. Особенно в Питере. Я сама здесь играю только свои спектакли - "Прекрасен, чуден божий свет..." и "Домой!". А все потому, что из Петербурга мне никаких предложений не поступает. Я же все время работаю в Москве, в Театре имени Гоголя. Играю там репертуарный спектакль - "Марлен и стальные прусские дивы". Стабильно, два раза в месяц. А в начале июля в театре Вишневской должен выйти еще один проект. Это будет соединение драматического и оперного искусства. Пьеса называется "Квартет". В ней задействованы Кахи Кавсадзе, Игорь Дмитриев, Барбара Брыльска и я. Плюс молодые, очень талантливые оперные певцы. По идее должен получиться очень нежный, музыкальный спектакль в жанре трагифарса. Будут там и роскошные костюмы, и интересные декорации, и необычное световое решение. Летом "Квартет" планируем показать "своим" - папам, мамам, друзьям. А официальная премьера состоится в Москве 10 октября.
- В Питере-то покажете?
- Обязательно. Вот только отыграем в столице десять спектаклей подряд, и сюда.
- В последнее время вы практически прописались в Москве. С чем это связано? Деньги?
- Да при чем тут деньги? Не приглашают, вот и все. Мы вот буквально перед Новым годом разговаривали с Витей Сухоруковым, так он говорит: "Ты представь себе: я два года назад ушел из театра и с этого времени ни один питерский режиссер меня не позвал в свою работу..." А я ему отвечаю: "Витя, могу тебя успокоить - со мной то же самое". Такое ощущение, что здесь вообще артисты не нужны. Вы заметили - в последнее время все переезжают в Москву. И я могла бы уехать хоть завтра, потому что у меня там масса предложений. Но я люблю этот город. Не могу я его бросить... Вот приехала сейчас буквально на два дня и просто счастлива. Ветер дует, морем пахнет - красота...
- Кстати, а к 300-летию Санкт-Петербурга вас не пытались как-то привлечь?
- Да нет. Заранее меня никто никуда не позвал, и я с чистой совестью укатила в Москву. У меня там контракт - дело серьезное, сами понимаете... Зато как только я уехала, мне стали названивать на питерскую квартиру. Вроде как премию какую-то хотели дать от города. Митя (это мой сын) им говорит: "Так вы вручите заочно, а потом передадите". Но там, видимо, необходимо было личное присутствие, потому что так это дело и заглохло. На телевидение приглашали, но опять же ничего не вышло. Та же самая история: слишком поздно начали звать, а я человек достаточно загруженный. Артист, он ведь, как правило, или хороший, или свободный...
- Кроме того, что вы востребованы как актриса, вы еще занимаетесь режиссурой, проводите поэтические вечера, у вас свой театр-студия... Как удается все это совмещать?
- Сама не знаю. Времени не хватает катастрофически. Вот завтра, например, у меня весь день расписан с утра до вечера. А потом сразу на поезд...
- А чем больше всего нравится заниматься?
- Очень люблю работать с молодежью. Мне с ними безумно интересно. У меня есть опыт, а у них - свежее восприятие мира. На самом деле у молодых очень многому можно научиться. Иногда достаточно просто посмотреть на их лица: сразу же хочется жить и делать что-то новое.
- В последнее время вы практически перестали сниматься в кино...
- Хороших сценариев не предлагают, вот и не снимаюсь. С октября в Москве начнется работа над новым детским фильмом "Дюймовочка". Так я там буду играть Маму-жабу, которая так любит своего сына, что тот уже чуть ли не вешаться готов от ее любви... Вообще-то съемки были запланированы на май - начало июня и должны были проходить в Праге, но что-то там не сложилось с финансированием. Сейчас вроде как деньги нашлись, так что осенью приступим к работе.
- Кто еще задействован в новой картине?
- Режиссер фильма - Леня Нечаев (он снимал "Буратино", "Красную шапочку", "Питера Пена"). Мышку должна играть Лия Ахеджакова, Крота - Леня Мозговой... Хотя главные роли, конечно же, у детей. Сказка музыкальная: мы там все поем. И я в том числе. Песню свою еще не слышала, но режиссер говорит, что она будет учебно-хулиганская. Кстати, музыку к фильму пишет Крылатов, а стихи - Юрий Энтин...
- Сейчас многие известные актеры снимаются в рекламе. Как вы к этому относитесь?
- Да нормально. Это же часть нашей работы. Если реклама не позорная - никакого криминала я в этом не вижу. Другое дело, что я, например, не хочу продавать себя дешево. Ведь для того, чтобы именно меня пригласили на съемки рекламного ролика, мне нужно было стать тем, кем я стала. Я отдала актерской профессии 30 лет. И если люди мне верят, то это чего-то да стоит. Поэтому когда начинается торг, я обычно говорю: "Снимайтесь сами". И отказываюсь.
- То есть вы не считаете, что настоящий художник должен быть голодным?
- Да это полный бред. Как тогда ваш "художник" себя проявит? Иногда для того, чтобы реализовать какой-нибудь некоммерческий проект, приходится заниматься не совсем тем, чем хочется. Планку, естественно, стараешься не опускать, но все-таки... Зато потом это позволяет сделать что-то для души, не заботясь о кассовых сборах. Вот, скажем, поэтические вечера, которые я делаю, - это как раз для души. Денег они много не приносят, но зато когда видишь перед собой зал на 1300 человек, который битком набит... Это просто здорово.
- А что вы можете сказать про современную публику? Что сейчас народ хочет видеть в театре?
- Разный народ хочет видеть разное. Хотя основная масса, к сожалению, с удовольствием идет на всякого рода пошлятину. Телевидение совсем людей испортило. А режиссеры стараются подстраиваться под вкусы большинства. Вот мне недавно предлагали роль в спектакле, который называется "Фаллоимитатор". Комедия такая. Деньги обещали большие... Я отказалась. Хотя понимаю, что вместо меня там сыграет кто-то другой, и пьеса будет иметь успех. Но не хочу я заниматься такими вещами. В конце концов, у меня есть свой зритель, и я не хочу его разочаровывать. Для меня важно, чтобы люди, которые идут на Крючкову, были уверены, что там не будет пошлости, но будет хорошая драматургия и высокопрофессиональные актеры...
- Вы довольны тем, как сложилась ваша актерская карьера?
- Да, чего уж Бога гневить. Я считаю, что мне очень повезло. Кого я только не играла: красавиц, уродин, цариц, пенсионерок... Сейчас, например, в "Квартете" у меня роль полусумасшедшей старухи. Это бывшая оперная певица, безумная девственница, у которой нет ни родных, ни близких. Она все время хочет уехать в город, где ее никто не ждет. Вместе с тем, это очень светлый персонаж. По ходу пьесы она говорит про дом престарелых: "Для таких, как я, это место послано Богом. Это рай земной. Ярмарка, сверкающая праздничными огоньками..." Такая вот восторженная, замечательная женщина.... Играть необычных людей всегда очень интересно. А у меня недостатка в характерных ролях, слава богу, никогда не было.