ЭРМИТАЖ ВГЛЯДЫВАЕТСЯ В ФОТОГРАФИИ
В субботу в Эрмитаже открылась выставка "Вглядываясь в фотографии. 125 фотографий из собрания Музея современного искусства, Нью-Йорк". Это подарок к юбилею города, продолжение более чем десятилетнего сотрудничества двух музеев.
Выставка представляет собой визуальное воплощение одноименной книги, составленной еще в 1973 году Джоном Жарковским, почетным директором отдела фотографии Нью-Йоркского музея современного искусства (MOMA). Специальный отдел, занимающийся собиранием и изучением фотографий, появился в музее уже в 1940 году, когда большинство считало фотографию не видом искусства, а прикладной дисциплиной. И сейчас, хотя последний тезис давно опровергнут, во многих музеях мира до сих пор нет постоянной экспозиции фотографий. На пресс-конференции перед открытием выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подтвердил намерение музея создать подобную экспозицию в новых залах в здании Главного штаба: "Теперь постепенно фотография входит в сферу деятельности музея". Собирать же коллекцию Эрмитаж начал еще несколько лет назад, как признался Михаил Борисович, под давлением Тимура Новикова.
Книга Жарковского "Вглядываясь в фотографии", ставшая за прошедшие 30 лет классическим трудом и изданная теперь на русском языке, представляла всего 100 снимков. Специально для выставки в Петербурге (только в сентябре ее увидят москвичи) Жарковский добавил еще 25 фотографий, рассказывающих о последних годах развития фотоискусства. Таким образом, экспозиция перестала быть полностью черно-белой, добавился и цвет. В таком составе - 100 плюс 25 - экспозицию не видели даже в самом Нью-Йорке. Автор пишет в предисловии о муках выбора, ведь коллекция MOMA в сотни раз больше, чем эти 125 снимков, но именно такой строгий отбор - по одной фотографии одного фотографа начиная с середины XIX века - и позволил нарисовать панорамную картину истории этого сравнительно молодого искусства. Беспристрастной истории, где неизвестный фотограф висит рядом с такими мастерами, как Эжен Атже или Эдвард Уэстон, а репортажные снимки - рядом с рекламными или техническими. Впрочем, не совсем беспристрастной, поскольку и сам Джон Жарковский самокритично указывает на то, что в собрании Нью-Йоркского музея преобладают американские фотографы.
Среди огромной экспозиции, которая занимает 5 залов на первом этаже Эрмитажа, один русский и один американец русского происхождения. Знаменитый Александр Родченко представлен снимком "Сбор на демонстрацию". Фотограф глядит на колонны демонстрантов с высоты балкона и видит кроме стройных рядов одинаково одетых людей еще и соседние балконы, где одна женщина глазеет вниз, а другая убирается, заметает мусор на совок, и ей нет дела до уличной суеты. Необычный ракурс съемки совсем по-иному расставляет смысловые акценты: на первом плане оказывается не официоз парада, а повседневность жизни.
Роман Вишняк, американец, родившийся в России, снимал еврейские гетто в Восточной Европе. По его фотографии 1938 года "Дед и внучка" можно было бы снять фильм или написать роман, где было бы все о том, как трагедия эпохи в одночасье упразднила пропасть, разделяющую поколения, и прописала всем, от деда до внучки, одну судьбу под названием гетто. Но в том и особенность фотографии, что она претендует на то, чтобы просто выхватывать у времени кусочки подлинности, оставляя за другими искусствами право рассказывать или показывать истории.