МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В НОВОЙ РЕДАКЦИИ
МИФ 1. ПЕТЕРБУРГ - БОЛЬШОЙ ГОРОД<br><br>Тратя по полтора часа на проезд из одного конца города в другой, простаивая по полдня в городских пробках, мы с вами утешаемся тем, что это плата за жизнь в крупном мегаполисе. Сравнивая количество жителей в столице ближайших соседей - Финляндии - с нашими масштабами, мы преисполняемся легкой гордости за наш большой город. <br>Можно и дальше пребывать в этой иллюзии, если закрывать глаза на очевидные вещи и не пробовать сравнивать Петербург с тем, что действительно напрашивается на сравнение: Москва и Лондон, Париж и Берлин. На самом деле мы живем в маленьком городе с гигантским центром, с количеством жителей, превышающим все европейские и российские нормы. Это огромная площадь исторической застройки, которая не допускает никакого вмешательства. Она красива и самодостаточна, она полностью охраняется ЮНЕСКО. Но помимо центра, этого города в городе, есть город внешний - спальные районы, практически отрезанные от центра промышленными зонами и транспортными развязками.
Расстояние от центра Питера до одной из его границ соответствует российскому городу всего в 1 миллион жителей, до другой - в 2 миллиона жителей. Размер города по европейским меркам соответствует размеру города с населением максимум в 1,8 миллиона, а по российским - городу-трехмиллионнику. Другими словами, инфраструктура Петербурга не приспособлена для нормального проживания почти 5 миллионов человек. Инфраструктура города рассчитана на количество жителей чуть ли не в два раза меньшее, чем есть сейчас. Именно это несоответствие - основная причина дискомфорта, который испытывают жители Петербурга. У Петербурга на сегодняшний день есть два пути: либо инфраструктура будет соответствовать количеству жителей - и это развитие со знаком "плюс", либо количество жителей будет приравнено к существующей инфраструктуре - и это развитие со знаком "минус". Во втором случае мы рискуем потерять и сам город, и его жителей.
Что надо сделать, чтобы уменьшить число жителей до 3 миллионов - того приемлемого количества для существующей инфраструктуры? Создать невыносимые условия для жизни. Тогда люди уедут сами. Если взглянуть на изменения численности города за последние три года, мы будем вынуждены признать, что это уже происходит: с 5 миллионов количество жителей упало до 4,6 миллиона. Город уже вынужден идти по пути сокращения числа жителей. При сохранении существующих тенденций в развитии по прогнозам в ближайшее время город потеряет еще около миллиона жителей. Что дальше? По сути - еще 10 лет стагнации. Но, боюсь, падая вниз, мы не сможем остановиться.
МИФ 2. ПЕТЕРБУРГ - ГОРОД-ПОРТ
Мы слишком много говорим об этом - о принадлежности Петербурга к морским городам. Может быть, потому, что ни у жителей, ни у тех, кто приезжает в город по суше, ощущения города-порта не возникает.
Порта как визитной карточки города, с традиционной набережной в уличных кафе и бутиках, с крыльями легких яхт у причала, в нашем городе нет. Как нет и мощного грузового порта, способного претендовать на значение по европейским меркам.
Емкость грузового порта во многом зависит от пропускной способности морского канала. Сегодня она соответствует грузообороту Хельсинки - портовых задворок Европы. Средняя глубина Маркизовой лужи (Финский залив до Кронштадта) равна 3 метрам, что было мало для прохождения судов уже в петровские времена. Именно поэтому по дну залива сооружен канал глубиной 14 метров. Еще один факт: сегодняшний петербургский порт не в состоянии принимать суда длиной больше 200 метров - им негде развернуться. Это означает, что Петербург оказывается исключенным из маршрутов морских круизов: современные круизные лайнеры не могут зайти в наш город.
МИФ 3. ПЕТЕРБУРГ - ТУРИСТСКИЙ ГОРОД
Туризм начинается с туристов. Туристы появляются там, где для них созданы условия. Чем более развит туристический бизнес в мире, тем более требовательны туристы, тем менее Петербург в состоянии соответствовать необходимому уровню.
На первом месте по туристской привлекательности среди европейских городов стоит Париж. И Петербург от него не отстает. Но плетется в хвосте по туристским возможностям. В городе всего 31 тысяча гостиничных мест. Это до смешного мало. В этом смысле Петербург нельзя сравнить ни с Берлином, ни с Мюнхеном, не говоря уже о самом Париже. Петербург сравним только с финским городом Турку, в котором на 179 тысяч жителей приходится 45 тысяч гостиничных мест. В городе нет туристического транспорта: комфортабельных автобусов, призванных развозить туристов по достопримечательностям центра города и его пригородов. В Санкт-Петербурге иностранный турист подвергается самой настоящей дискриминации: нет не только льготных туристических услуг, напротив - интурист заведомо платит больше. Надо сказать, что вопрос равноправия цен для туристов и петербуржцев - больше чем вопрос размера прибылей туристического комплекса. Это вопрос престижа города, его привлекательности. Любая дискриминация отталкивает туристов.
Если мы проанализируем социальный состав массового европейского туризма, то окажется, что в стандартной европейской семье дети более богаты, чем родители. Но так как для родителей существуют значительные льготы - они основные путешественники. А вот тратят денег в путешествии больше дети. В итоге именно пенсионеры, обращающие особое внимание на стоимость туристской услуги, становятся туристическими разведчиками. Они едут, рассказывают, как там было хорошо, и привлекают более богатую часть - собственных детей. Но если мать-пенсионерка приезжает и говорит, что с нее в Эрмитаже берут в пять раз больше, то для нее это много. А для ее детей - это немного. Но они не поедут.
Суммируя все это, мы вынуждены признать, что о наличии туризма в Петербурге пока, к сожалению, говорить нельзя.
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ: КАК СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ
Было бы ошибкой утверждать, что перечисленные явления вовсе не замечаются сегодняшним руководством и элитами города - людьми, от которых зависит завтрашний день Петербурга. Но любые рассуждения на тему: "а что было бы, если...", любые далеко идущие планы и мечты о светлом будущем разбиваются о железобетонную уверенность в невозможность их осуществления: никакого бюджета не хватит на кардинальные изменения жизни в городе. Может быть, когда-нибудь, когда процветающая Россия сможет себе позволить позаботиться о своем уникальном городе...
Но стремление решить эти проблемы финансовыми вливаниями - утопия. Необходимо искать реально работающие механизмы внутри самого города, которые бы обеспечили развитие территории в выбранном русле. Для этого достаточно сделать одну простую, но очень необходимую вещь: собрать всех, от кого зависит жизнь в городе, тех, кто определяет сегодняшнюю экономику Петербурга, и спросить их: а что вам нужно, чтобы город развивался, а не продолжал погружаться в невские болота?
Сегодняшний менеджмент таких структур, как "Водоканал" и порт, крупные строительные компании, туристический и гостиничный комплекс, - все это люди, которые прекрасно представляют, что нужно, чтобы не тормозить, а стимулировать развитие бизнеса. Именно в этом нужно искать ответы на вопрос: "Что делать?" Создать условия для того, чтобы бизнес развивался так, как нам, в смысле городу и его жителям, было бы нужно. Смысл в том, чтобы, строго и жестко определив направления развития города, предоставить менеджменту свободу в заранее оговоренных рамках. Это как с первыми планами Петербурга: "Стройте, что хотите, но только из камня. Стройте, как хотите, но так, чтобы высота зданий была не выше этой границы". Как известно, творить в заранее оговоренных ограничениях, разумных и гармоничных, легче и интереснее. Как и развивать бизнес.
Соответственно, от всех нас - экспертов, экономистов, деловых людей, представителей элит города - требуется определить пути, по которым должен двигаться город, и понять, что нужно, чтобы эти пути стали проходимыми. Главное, нельзя ограничиваться красивыми формулировками, каким должен быть город, каким мы хотим его видеть. На этом остановился первый стратегический план города 1996 года, так и не ставший для Петербурга руководством к действию, оставшийся лишь красивыми фразами на красивой бумаге.
Необходимо обрисовать конкретные шаги, реальность которым придаст разработка законодательных и административных механизмов, включение сил региона в их воплощение.
Важно понять, что развитие города, будущее Петербурга не в необходимости плыть по течению, которое образует общее развитие страны. Будущее города в обдуманных и последовательных действиях, сделать которые мы в состоянии. И начинать нужно уже сейчас.