СТРАХИ ВОКРУГ СТРАХОВКИ

Позиция наиболее осторожной части депутатского корпуса, считающей, что введение в действие закона РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в силу его недоработанности следовало бы отложить как минимум на год, не нашла поддержки большинства их коллег по Думе. А потому с сегодняшнего дня десяткам миллионов автовладельцев придется иметь дело с законом, который многие считают весьма несовершенным.

Много, например, остается вопросов относительно сумм, которые должен будет заплатить законопослушный обладатель автомобиля, вознамерившийся исполнить свой "автогражданский" долг. А они будут складываться из базовых ставок для разных видов автотранспорта, общих по всей России, которые придется умножать на региональные коэффициенты, а дальше в процесс умножения вмешается еще и ряд других корректирующих коэффициентов, зависящих от возраста водителя и его водительского стажа, количества лиц, допущенных к управлению конкретным автомобилем, возраста машины, мощности ее двигателя и наконец сроков, на которые оформляется страховка. Не будем приводить здесь все эти коэффициенты - их список легко найти в тех рекламных листовках, которые активно распространяются сейчас страховыми компаниями. Приведем только два примера, на наш взгляд, весьма характерных для Петербурга: ВАЗ 21099, мощность 70 лошадиных сил, водитель 22 лет, стаж 1 год - годовой взнос 3243 рубля; и "мерседес" S320, мощность 224 лошадиные силы, без ограничения числа водителей, срок страхования 7 месяцев - 8126 рублей. Но это, можно сказать, еще не самые серьезные вопросы из ряда тех, что неизбежно возникают у потенциальных полисовладельцев. Ведь есть среди них, например, и такие (хотя имя им отнюдь не легион), которые оказались настолько сознательны, что давно уже успели застраховать свою ответственность за возможные ДТП, - причем не на принудительной, а на добровольной основе! И что им теперь со всем этим делать? "А много чего, - отвечают страховщики, - за исключением разве что одного: наличие добровольной страховки ни в коем случае не освобождает ее владельца от необходимости оформить обязательную!" И тут для сознательного автовладельца возможны два основных варианта дальнейших действий - он может конвертировать свой добровольный полис в обязательный (с учетом, разумеется, разницы сумм страховки), а может просто оформить "обязаловку", оставив добровольную в качестве дополнительной. Второй вариант "воротилы страхового бизнеса" считают даже более предпочтительным - в первую очередь для самих автовладельцев. И более того - намерены агитировать за него не только уже имеющих добровольную страховку, но и тех, кто не имеет пока никакой. И дело тут в первую очередь в том, что сумма обязательной страховки (400 тысяч рублей) только на первый взгляд может показаться значительной. Ведь закон сформулирован таким образом (и это одна из основных претензий к нему тех, кого мы поименовали "осторожной частью депутатского корпуса"), что пострадавшим от вашего пренебрежения правилами дорожного движения полной ее выплаты не видать как своих ушей. Ибо эти 400 тысяч не только разделены на два подлимита (240 тысяч - по возмещению вреда жизни и здоровью потерпевших и 160 тысяч - на компенсацию имущественных потерь), но и они, в свою очередь, тоже имеют свои подлимиты, не позволяющие одному пострадавшему получить более 160 тысяч на поправку здоровья и более 120 тысяч - на ремонт своего "четырехколесного друга". Ну а теперь вспомните анекдот с классическим началом: "Врезался "Запорожец" в "мерседес"..." - и попробуйте сами ответить на вопрос: "Всегда ли владельцу первой иномарки хватит этих 120 тысяч для того, чтобы сполна расплатиться с владельцем второй?" Вот тут-то владельцам и сможет прийти на помощь добровольная страховка - это чтобы не прибегать лишний раз к судебным разбирательствам или к более привычным для нынешней российской реальности непосредственным разборкам. Впрочем, даже владельцам обязательных страховых полисов совсем избежать судебных разбирательств удастся не всегда (например, в случае неочевидности обстоятельств дорожно-транспортного происшествия). А поскольку практика показывает, что такие обстоятельства сопутствуют большинству ДТП, то и вывод тут напрашивается весьма очевидный - те восемнадцать календарных рабочих дней, которые согласно закону отпущены на выплату компенсаций, преимущественно так и останутся лишь на бумаге в пунктах 70-75 правил обязательного страхования. И тем не менее со страховкой на руках вы более "смело" можете попадать в ДТП. Ведь на место происшествия при желании наряду с милицией теперь можно будет вызвать также и аварийного комиссара, который и должен помочь вам - например, если вы столкнулись с явными жуликами, желающими превратить вас в жертву элементарной подставы. При этом комиссар может быть как независимым субъектом, так и лицом, связанным с конкретно вашей страховой компанией, - какой вариант вас устраивает больше - решать вам. Ну а затем вам необходимо будет предоставить в вашу страховую компанию справку о ДТП, справки формы 2 и 11, копию протокола об административном правонарушении и акт экспертизы. После чего и должны наступить те самые восемнадцать дней, о которых было сказано выше, - пятнадцать из них отводятся страховой компании для принятия решения о выплате (или обоснованного отказа от нее), а еще три - на сам процесс выплаты. Но, увы, все сказанное касается лишь возмещения материального ущерба. Сложнее с компенсацией вреда здоровью - здесь согласно Гражданскому кодексу РФ сроки выплат опять же может установить только суд. Не внушает в данном случае оптимизма и расхожий ответ страховщиков на вопрос о возможных рисках невыплаты пострадавшему. "Обращайтесь в серьезные фирмы, у которых будет соответствующая лицензия, и риск будет сведен практически к нулю", - обычно говорят они в таких случаях, намекая, как правило, на свою компанию. Оставляя за скобками тот факт, что для доподлинного установления уровня солидности компании желающему застраховаться придется практически в одиночку проделать весьма серьезное расследование.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.