ПОДАРОК СЕБЕ ЛЮБИМОМУ
В понедельник у Ральфа Шумахера был день рождения. Его возраст, уже давно измеряемый почти трехзначным числом, достиг 28 лет. Подарков, наверное, было! Вот о них и поговорим. Хотя, как homo sapiens (иногда, во всяком случае), я могу и ошибаться, на мой взгляд, самые дорогие душе презенты получаешь от любимых людей. Не берусь фантазировать, что по случаю прикупили жена Кора, близкий родственник или товарищи по работе. Предположу лишь, что их подарки ни в какое сравнение не идут с тем, который преподнес себе любимому сам Ральф, выиграв European GP. И тут налицо явные издержки потребления: его победой без зазрения совести будет пользоваться весь трудовой коллектив. Причем пожизненно.
ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ?
Не скажу, что нюрбургский дубль Williams, кстати, вообще первый в нынешнем чемпионате, в корне изменил в нем диспозицию. Однако вполне возможно это лишь дело времени. Ведь еще месяц назад декларация сэра Фрэнка, что у вверенного ему подразделения еще есть все шансы побороться за титул и Кубок конструкторов, звучало, прямо скажем, не ахти как убедительно. Но оказалось, британец не очень-то и лукавил: последовали победа Монтойи в Монте-Карло, прекрасно исполненная Ральфом и Хуаном Пабло гонка в Монреале, где только мастерство Михаэля Шумахера не позволило им отметиться дублем.
Тогда, после GP de Canada, казалось, что следующая подобная возможность улыбнется Williams не скоро: Ferrari и McLaren, проникшись серьезностью момента, проведут достойный их статуса домашний анализ и на Нюрбургринге будут смотреть на коллег по цеху с высоты подиума. И поначалу все к тому и шло. Райкконен и Михаэль Шумахер, проявив в пятницу завидную прыть, в таком же порядке перекочевали через квалификацию на стартовое поле. Причем pole на European GP стал первым в послужном списке Кими. Если в первый день Монтойя уступил Михаэлю всего 0,025 секунды, то в субботу Ральф, оттеснивший одноклубника на четвертую позицию, проиграл брату уже 0,064 с. Пустяк вроде, но Михаэль-то отстал от Кими всего на 0,032 с! В целом же на протяжении всей квалификационной эпопеи первая шестерка не претерпела особых изменений: не сошел со своего места и Баррикелло, лишь Култхард, как истый джентльмен, пропустил вперед Трулли, Пани и Алонсо. Хотя им-то, по-моему, даже не шибко убежденный джентльмен уступать не должен бы. А в остальном стартовое полотно выглядело вполне привычно, глаз не раздражало, а местами так и радовало, особенно Ове Андерссона, чей второй воробышек - Кристиан да Матта - показал десятое время.
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ УСПЕХА
Конечно, можно как угодно воспринимать рассуждения о преимуществе старта с чистой стороны трассы - соглашаться или нет, относя их к разговорам в пользу бедных, но тем не менее, из первой десятки ни один пилот, стартовавший из четного ряда, на светофоре не то что не поправил свое положение, а наоборот, еще и проиграл позицию. Как, например, Михаэль Шумахер или Монтойя, пропустившие соответственно Ральфа и Баррикелло. А Райкконен, которому никто не мог помешать воспользоваться всеми благами pole position, уже со старта пошел в отрыв. Однако, несмотря на всю легкость, с которой финн снимал по секунде на круге с результата вышедшего на второе место Ральфа Шумахера, ощущения, что Кими так же элегантно и непринужденно докатит до финиша, не возникало. Какая-то обреченность сквозила в его лихости. И даже после первого и, к сожалению для него, последнего pit stop, как всегда в McLaren, отлично разыгранного, казалось: вот-вот что-то случится. Хотя он по-прежнему без проблем уезжал от одновременно с ним, сиречь на 16-м круге посетившего боксы Михаэля Шумахера. Правда, оно ведь как: то ли Кими отрывался, то ли Михаэль его отпускал. Скорее всего, второе. Но вот что удивительно. Перед визитом на pit lane Райкконен вез пятикратному чемпиону мира более девяти секунд, а при возвращении на трассу их разделило всего четыре. И это при том, что механики Рона Дэнниса опять оказались куда расторопнее своих коллег из Scuderia. Еще одна загадка: за счет чего удалось Михаэлю отыграть разницу? Впрочем, ни один, ни второй дивидендов от этого не поимел: на 26 круге на MP4/17D Райкконена задымил мотор, в реальность чего Кими не верил до того момента, пока его болид не остановился без всякого вмешательства со стороны пилота. А еще через 17 кругов более мелкая, но все равно grand неприятность постигла и лидера чемпионата: за кадром осталось, как всего за несколько минут Монтойя не только ликвидировал свое отставание от Михаэля, но и прошел его в довольно жесткой борьбе за второе место. Инцидент, вызвавший массу нелицеприятной критики болельщиков обеих заинтересованных сторон, последними был расценен как чисто гоночный. "У нас нет взаимных претензий, я оставил Михаэлю достаточно места, а что у него случилось, я уже не видел", - говорил после финиша счастливый колумбиец. Примерно в таком же духе отзывался на злобу дня и пострадавший: "Хуан был быстрее меня, может быть, мне хотелось чуть больше пространства для маневра, не вижу между нами никаких проблем".
КТО ВИНОВАТ?
Но если эта пара разошлась с миром, то Култхард чувствовал себя глубоко уязвленным: вторая его попытка пройти Алонсо на 56-м круге завершилась полным крахом: "Я дважды пробовал выйти на четвертое место, но в первом случае меня вынесло на траву, а когда через несколько кругов я вновь подошел на дистанцию атаки, Алонсо затормозил невообразимо рано, и это стало для меня концом гонки, - искал виноватого Дэвид. - У меня есть свой взгляд на случившееся, который я собираюсь обсудить с Алонсо в приватном порядке". Не уверена, что дискуссия состоялась - на выяснение отношений времени как бы и нет, но если я ошибаюсь, интересно, что же такое сказал шотландец испанцу в опровержение прописной истины: виноват тот, кто сзади. Кстати, раннее торможение Алонсо - мера вынужденная и вызванная, по-видимому, чисто техническими причинами, иначе как можно объяснить тот прискорбный факт, что всего за два круга Михаэль в прах разметал разделявшие их 13 секунд, и если бы не оптимальная траектория на выходе на финиш, довольствоваться бы Фернандо пятым местом. Правда, Renault потерю испанцем скорости не комментирует.
Однако пора бы поговорить и о тех, кто впереди. В частности - о Ральфе Шумахере. После схода Райкконена именно он утвердился во главе пробега. Причем его-то лидерство никаких сомнений в отношении долговечности в пределах отдельно взятого этапа сомнений не вызывало. Монтойя, как и ранее Михаэль, достать его не мог, а сам Ральф был предельно внимателен, вольностей себе не позволял, так что первая его победа в нынешнем сезоне и выход на третье место в личном зачете вполне заслуженны.
Что же до неудачников, то к ним, в первую очередь, следует помимо McLaren отнести и Scuderia: Баррикелло, хоть и финишировал третьим, Ральфу проиграл почти 40 секунд, так что признание Жана Тодта: "F2003-GA перестала быть самой быстрой машиной Formula 1" - это не кокетство. Правда, скромные европейские проценты тем не менее укрепили позиции и Ferrari, и Михаэля Шумахера по отношению к McLaren. Но кто теперь поручится, что именно она - главный конкурент ярко-красных?
В очередной раз двигатели подвели обоих пилотов Toyota, а Жак Вильнев не сподобился лицезрения клетчатого флажка. Говорят, отказала коробка. Это причина или диагноз?