ПОМОЧЬ, ПОСОВЕТОВАТЬ, ПОДСКАЗАТЬ...
В Петербурге начала активную работу сеть общественных приемных представительства президента в СЗФО<br>В основе работы нынешней сети приемных - опыт организации "общественных площадок" под эгидой полномочного представительства в течение последних лет. Правда, в отличие от приемных прошлых лет, нынешние приемные непосредственно представляют полпредство. Соответственно выстраивается и схема функционирования - полпредство курирует работу на местах, а в центральной приемной с петербуржцами встречается сама Валентина Матвиенко.
В Горный институт люди приходили в основном со своими житейскими проблемами. За житейским, впрочем, вырисовывалось и общегородское: нищие, социально незащищенные старики, произвол местного чиновничества, гримасы дикого российского капитализма... Матвиенко принимала граждан, помочь которым на районном уровне оказалось невозможным, - людям, оказавшимся в критической ситуации, оставалось надеяться только на полномочного представителя.
Как, например, Дмитрию Кошелеву - ветерану Великой Отечественной, участнику Сталинградского сражения. 18-летний снайпер уничтожил за время боев 117 солдат и офицеров противника. После окончательного разгрома группировки Паулюса Кошелев был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его - "по молодости лет", как объяснило командование. Впрочем, боевых наград и без "Героя" достаточно - 4 ордена и 17 медалей.
Несколько лет назад орденоносец покинул Волгоград и переселился в Питер - поближе к детям. Дальше - сплошные невзгоды: смерть одного сына и тяжелая болезнь другого; парализованная жена; комнатушка в 14 квадратов, на которых ютятся старики. Кошелев, который почти не слышит, обошел все возможные инстанции - везде одно и то же: помочь не можем, срок проживания в Петербурге недостаточный, лишней жилплощади в районе не имеется. Лишним, по собственному горькому признанию, в конце концов почувствовал себя и старик. Впрочем, он не любит ругаться зря и совсем не озлоблен - относится к происходящему спокойно. Тем более что полпред обещает разобраться и помочь.
Еще одна невеселая история с неопределенным, правда, концом - злоключения Дома ветеранов сцены на Петровском проспекте. Высочайшим рескриптом в апреле 1896 года Русскому театральному обществу был предоставлен участок земли на Петровском острове "в безплатное пользование для постройки убежища для престарелых артистов и приюта для малолетних детей, доколе таковые будут существовать...". Стараниями знаменитой актрисы Марии Савиной затея была доведена до ума - построен красивый дом, где поселялись старики, которых Мельпомена "баловала прижизненною славою", но обошла по части материальных благ. Уже на смертном одре Савина завещала дом театру: здание должно было служить оплотом "благонравного призрения и ничего другого" (1915).
Тому и служил дом - с начала прошлого века до конца 90-х годов, когда по сложившейся уже традиции на пятно обратил внимание некий инвестор, а чиновники (в том числе и отдельные театральные функционеры) рассудили, что на месте приюта будут неплохо смотреться казино и дорогой отель. А для жильцов (около 100 человек) выстроить другой домик неподалеку - комфортабельную "серенькую коробочку" под стать социальному статусу людей, тихо доживающих свой век.
Реакция актеров была естественной - они справедливо посчитали происходящее кощунством и начали свою "маленькую войну". Война шла с переменным успехом, часто выплескиваясь на страницы питерских СМИ; очередной ход театралов - обращение к полномочному представительству. Матвиенко выслушала посетителей и пообещала разобраться в ситуации. Благо опыт участия в конфликтах подобного рода накоплен богатый - не далее как в прошлую пятницу Валентина Ивановна примиряла интеллигенцию и коммерсантов в петербургском Доме книги.
И если не всегда получается помочь, то всегда - посоветовать, направить в нужную сторону. Как поступить садоводам, сидящим без воды, которую (в виде участка трубопровода и водокачки) купил не в меру предприимчивый бизнесмен? А как быть труженикам тыла, требующим уравнения в льготах с участниками Великой Отечественной? Полномочный представитель не пишет законы и не пересматривает договоры; иногда она не в силах распорядиться, но почти всегда в силах подсказать.
И что бы ни говорили, но в этой связи опыт общественных приемных действительно необычайно ценен и полезен - у настоящей демократии должна иметься конкретная социальная основа. Приемные - это первый, небольшой, но все же важный шаг к формированию подконтрольной власти.