МУЗЕИ НА ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
В Москве завершился V всероссийский фестиваль "Интермузей-2003".
В этом грандиозном празднике приняло участие 118 музеев, сопутствующих учреждений и организаций, которые специализируются в этом виде культурной деятельности. География представительства была необыкновенно широка: от Чукотки и Сахалина до Туапсе и Минска. Северная столица отправила в Москву достойную команду. В фестивале приняли участие дюжина музеев Петербурга и Ленинградской области. В работе жюри приняли участие трое представителей из Питера, в том числе и автор этих строк. Параллельно с "Интермузеем-2003" там же, в 20-м павильоне Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) состоялась и вторая выставка "Музейное оборудование и технологии "Экспомузей". И все это было организовано Министерством культуры России, Союзом музеев России и центром "Москва-Медиа-Тур".
Фестиваль был не только местом обмена опытом и проведения разнообразных семинаров и круглых столов, посвященных актуальным проблемам музейного дела, а также отношениям музеев со средствами массовой информации, но и самым настоящим творческим соревнованием идей и проектов, нестандартных форм и методов работы с посетителями. Девизом форума стали слова: "Музей - единство непохожих". Борьба происходила в четырех номинациях: "Лучший музейный проект" (61 участник), "Гостеприимный музей" (12 участников), "Дети в музее" (41 участник), "Музей и СМИ" (20 участников). Учрежденный же Гран-при фестиваля мог достаться только тому музею, который заявил свои программы во всех четырех номинациях. Таких коллективов на "Интермузее-2003" оказалось ровно десять.
Если бы на фестивале оказался тот самый простой посетитель, который посещает музей как обыкновенный турист, то его устоявшееся представление об этом учреждении культуры только как о некоем собрании художественных и исторических ценностей было бы разрушено до основания. Сегодня здесь не только хранят, реставрируют, изучают и демонстрируют историко-художественные экспонаты. Музеи все активнее становятся инициаторами и проводниками совершенно неожиданных форм социальной активности, которую в прежние времена называли культурно-просветительной работой. По меткому замечанию петербургского члена жюри, директора Российского института истории искусств Татьяны Клявиной, нынче музеи заполняют собою те лакуны, которые оказались пустыми в культурной сфере вследствие деградации и упадка профсоюзной и государственной клубной сети.
Особенно поражает размах и разнообразие форм работы с юным поколением. Здесь и специальные программы для детей, страдающих физическими и психическими недостатками (Самарский музей имени Алабина, Саратовский музей имени Радищева) и для юных талантов (заповедник "Ростовский Кремль"), и для тех, кто интересуется историей (Национальный музей истории и культуры Беларуси). А некоторые музеи, как Национальный музей Татарстана из Казани, например, и вовсе организуют специальные летние лагеря отдыха с программой пребывания, полностью рассчитанной на местный национальный колорит. Забота коллективов музеев о будущих потенциальных посетителях понятна. В ход идут возможности собственного рукомесла детей, активно используются новые технологии, вплоть до создания интерактивных программ. Во многих музеях открываются школы искусств, устраиваются игры самых разных видов (от реконструкции сражений времен Отечественной войны 1812 года до воспроизведения занятий космонавтов на орбитальной станции).
Музеи все чаще и чаще выходят за рамки привычного экскурсионного показа в существующей экспозиции. Так, заповедник "Куликово поле" устраивает ежегодные фестивали авторской песни прямо на месте ратной славы наших предков. А Смоленский музей-заповедник воскрешает традиции народных праздников. Музейное пространство России сегодня насыщается горизонтальными связями. Чему были доказательством два симметричных проекта, представленных двумя грандами музейного дела - Русским музеем и Третьяковской галереей. Первый называется "Россия" и заключается в том, чтобы по всем городам нашей страны перемещались выставки из коллекций Русского музея. Второй именуется "Золотая карта" и, наоборот, строится на том, чтобы демонстрировать в Третьяковке коллекции из провинциальных музеев. Оба проекта решением жюри были выдвинуты на соискание Государственной премии в области культурно-просветительной деятельности.
Итоги фестиваля оказались вполне положительными для питерских участников. Памятными дипломами были награждены спонсоры: Промышленно-строительный банк Санкт-Петербурга - за поддержку музея-заповедника "Павловск", и Российский фонд истории связи - за поддержку Центрального музея связи имени Попова. Премий "Ингосстраха" в номинации "Честь и достоинство профессии" были удостоены заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга Надежда Малкова и директор музея-заповедника "Cтарая Ладога" Людмила Губчевская. Специальную премию жюри за лучшее представление проектов получил Музей политической истории. Той же самой специальной премии жюри с формулировкой "за развитие военно-патриотических традиций" был удостоен Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, удачно представивший на фестивале свой проект создания Музея кадетских корпусов.
Победители же в номинациях определялись вполне в оскаровских традициях. Сначала определялся круг из пяти претендентов, из которых жюри выбирало лучшего. В итоге в самой трудной и представительной номинации "Лучший музейный проект года" победу одержал типично петербургский проект - музыкальный фестиваль "Большой вальс в Павловске", представленный музеем-заповедником "Павловск". Он разделил первенство с Ярославским фестивалем колокольной и хоровой музыки "Преображение". В номинации "Музей и СМИ" победу праздновал Музейный центр "Наследие Чукотки". Cамыми гостеприимными музеями были признаны: заповедник "Ростовский Кремль" и музей-заповедник В. Д. Поленова. В номинации же "Дети в музее" победа была присуждена Тобольскому музею-заповеднику. И наконец, Гран-при фестиваля "Интермузей-2003" директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и первый заместитель министра культуры Наталья Дементьева вручили Саратовскому художественному музею имени Радищева. Что и было встречено овацией под сводами 20-го павильона ВВЦ.