ШТАБ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
В здании Главного штаба открылась выставка "Сай Твомбли в Эрмитаже", ретроспектива произведений американского классика современного искусства. На открытие приехал и сам 75-летний художник, принимавший активное участие в подготовке экспозиции. Из более чем 80 рисунков многие из личной коллекции Сая Твомбли и выставляются впервые.
Это второй крупный международный проект Эрмитажа, связанный с современным искусством. Его организацией занимался приглашенный куратор Джулия Сильвестер, которая уже сотрудничала с музеем два года назад, подготовив выставку "Луиз Буржуа в Эрмитаже". То, что Сай Твомбли отбирал работы для выставки и составлял каталог, Джулия Сильвестер назвала уникальным событием. Художник сразу согласился на предложение Эрмитажа - он был в России десять лет назад, и ему очень понравилось.
"Такого труднопонимаемого художника у нас еще не показывали", - признался на пресс-конференции Михаил Пиотровский. И пояснил, что даже люди, хорошо разбирающиеся в современном искусстве, не всегда понимают и принимают его манеру живописи, но при этом "есть огромная разница - видеть работы Сая Твомбли в книге и в стенах здания Министерства финансов Российской империи". По мнению Михаила Борисовича, "залы Главного штаба помогают понять декоративную схему работ Твомбли".
Американец, начинавший как абстрактный экспрессионист, Сай Твомбли полвека назад выбрал Италию местом своего существования и в европейском архаичном искусстве стал черпать вдохновение для творчества. Искусствоведы связывают некоторые его работы с античными граффити: надписи, имена, цифры и просто узоры линий заполняют поверхности листов. Образы античности воплощены в лаконичной графике или, на более позднем этапе творчества, в ярких всплесках красок.
Поскольку экспозиция построена в хронологическом порядке, то, проходя по залам, можно проследить эволюцию художественной манеры мастера. Ранние его работы интеллектуально насыщены, но кажутся эмоционально холодными. Но примерно с 80-х годов в произведениях Сая Твомбли начинает доминировать цвет. Тот же самый автоматизм, те же опыты с экспрессией, та же античная интеллектуальная традиция, но в насыщенной красками среде, а не в геометрической графике, несут мощный эмоциональный заряд. Энергия сочетания чистых акриловых цветов на белом пространстве бумаги настолько сильна, что способна заворожить. После безэмоциональной графики, представленной в первых залах, такое чувство, что ты попал на выставку другого художника - такова барочная избыточность цвета последних работ Твомбли.
После Петербурга эта уникальная выставка будет показана в Мюнхене, затем в Париже и в Лондоне. "Культурная столица - это когда международные проекты начинаются здесь", - заметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Действительно, как бы ни был сложен для понимания и неоднозначен художественный мир Сая Твомбли, главное, что петербуржцы имеют возможность судить о нем самостоятельно, придя в зал музея и увидев прославленные произведения собственными глазами.