"КРАСИН" ПО-ПРЕЖНЕМУ В ПУТИ
В 1928 году "Красин" - мощнейший ледокол Севера, совершил уникальную, не имеющую аналогов операцию по спасению оставшихся в живых участников итальянской высокоширотной экспедиции Умберто Нобиле (на снимке), потерпевшей крушение на дирижабле "Италия". В 2003 году отмечается 75-летие этой операции. Аналогов таких аварийно-спасательных и поисковых работ в экстремальных условиях Крайнего Севера мир не знал ни до, ни после этих событий.
Шесть стран принимали участие в спасении "Красной палатки" генерала Нобиле, оказавшейся в ледяном безмолвии на льдине по пути к Северному полюсу. Это СССР, Норвегия, Италия, Швеция, Финляндия, Франция; 21 самолет, в том числе 2 советских; 18 судов, из которых четыре были советскими ("Персей", "Малыгин", "Красин", "Седов"). И только "Красину" удалось среди полярных льдов отыскать и принять на борт участников экспедиции.
Итак, 25 мая 1928 г. в 10 часов 30 минут - авария дирижабля "Италия". На льдине оказываются 9 оставшихся в живых членов экипажа во главе с У. Нобиле. Уже через 4 дня президиум ОСОАВИАХИМа создает комитет по спасению дирижабля, 11 июня наркомпути Рудзутак приказывает "Красину" готовиться к выходу в плавание на поиски пропавшей экспедиции итальянцев.
27 июня "Красин" от северных берегов Норвегии уходит в Северный Ледовитый океан в направлении Шпицбергена, ломая тяжелые льды, "сплоченностью от 5 до 9 баллов". К 12 июля на борт "Красина" со льдины были подняты Цаппи, Мариано, Вильери, Трояни, Чечиони, Бегоунек, Биаджи, а также погибший Мальмгрен. Аварийный дирижабль "Италия" так и не был обнаружен. Р. Амудсен, вылетевший самолетом на поиски группы Нобиле, пропал без вести. Другие страны - участники поисков прекратили свои действия 11 сентября.
23 сентября ледовая эпопея "Красина" закончилась. По пути был спасен терпящий бедствие во льдах германский лайнер "Монте-Сервантес". 5 октября 1928 года "Красин" триумфально ошвартовался в Ленинграде на набережной Лейтенанта Шмидта. Страна торжественно встречала своих героев. "Красин" был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Его капитана Р. Л. Самойловича тоже наградили орденом, назвав в его честь пролив и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа и бухту на Новой Земле.
В честь юбилея славных дел "Красина" клуб друзей "Красина" провел в минувшее воскресенье на борту ледокола-музея торжественную встречу. Хочется надеяться, что усилиями всех друзей ледокола судьба "Красина" будет окончательно решена в пользу Петербурга и России, а с помощью Музея мирового океана будет осуществлена реальная музеефикация этого уникального исторического объекта.
Остается надежда и на то, что появятся люди, которые смогут превратить ледокол-музей в объект туристской привлекательности мирового масштаба. Ведь уже имеется положительный опыт использования заграничных исторических судов. Например, построенный в 1900 году ледокол "Кристиан Брунингс" осуществляет прибрежные плавания со 110 туристами на борту (порт приписки Амстердам) или судно типа "Либерти" (1941-1945) совершает с пассажирами рейсы через Атлантику (порт приписки Балтимор, США).
Хотя, прежде чем отправляться в путешествие в дальние страны, необходимо ледокол-спасатель привести ко флотскому порядку в соответствии с правилами пассажирских перевозок, сделать "Красин" не только местом изучение истории спасательных работ, но и местом интересного времяпрепровождения, несущим романтику и традиции флотской жизни.
Ледокол "Красин" (до 1927 года "Святогор") был построен в 1916 г. на верфи в Ньюкасле фирмой В. Т. Армстронг, Митчел и КО по заказу Морского министерства России. Детище вице-адмирала С. О. Макарова - "Красин" наряду с "Ермаком", "Таймыром" и "Вайгачем" был флагманом ледокольного флота России.