АНДРЕЙ ЗОНИН: ДЛЯ НАС ВАЖНО ЛОББИРОВАТЬ ИНТЕРЕСЫ КУЛЬТУРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ
В июле нынешнего года Институту культурных программ исполняется десять лет. Сегодня - это известное в городе учреждение, занимающееся вопросами информационного обеспечения культурной сферы, профессионального обучения и повышения квалификации тех, кто трудится в различных учреждениях культуры. Все эти десять лет институт возглавляет кандидат наук Андрей Сергеевич Зонин. Сегодня вместе с ним мы пытаемся понять: как изменилась культурная ситуация в Санкт-Петербурге? Об этом - эксклюзивное интервью директора Института культурных программ для "Невского времени".
- Десять лет назад было создано ваше государственное учреждение, которое должно было помогать питерcкой культуре. Тогда совершенно очевидна была одна вполне конкретная ситуация. И вы концепцию своего учреждения выстраивали в соответствии с реальностью. Какова сегодня ситуация в культуре и изменились ли в связи с этим ваши задачи?
- Наш статус следующий: государственное учреждение культуры и дополнительного образования. Мы понимаем, что наша деятельность вторична по отношению к культурной реальности. Чтобы понять масштаб изменений, надо просто мысленно перенестись в начало 1990-х годов и просто вспомнить: сколько в городе проводилось международных фестивалей?
- И сколько?
- Около десятка. Нынче нормой стало проведения ста международных фестивалей в Санкт-Петербурге в течение года. А за первую половину юбилейного года их уже состоялось более ста. Те же изменения касаются и культурной афиши. Десять лет назад мы заявили о главной своей задаче: информационное обеспечение культурной деятельности в городе с целью продвижения его имиджа по всему миру. Но мы и подозревать не могли, как вырастет объем информации о культурной деятельности за это время. Сегодня мы справляемся с этим объемом только потому, что используем новейшие компьютерные технологии. Десять лет назад к нам приходили директора музеев и библиотек, чтобы впервые в жизни узнать, что такое электронная почта.
- Теперь-то они знают?
- Знают. Более того, сегодня практически у каждого учреждения культуры в нашем городе есть свой сайт. Мы свой сайт ведем уже пять лет.
- В чем философия вашего сайта?
- Он был открыт специально для анонса культурных событий в программе празднования 300-летия. Нынче задачи его остались прежними: информировать мировое сообщество о том, что состоится в будущем году в Петербурге. Он двуязычный. Там есть вся информация: что будет сегодня, что произойдет завтра.
- То есть вы ведете статистику культурной жизни города?
- Да, у нас есть базы данных обо всем, что произошло за последние десять лет. Ведь мы выпускаем ежемесячный анонсирующий бюллетень о событиях в Петербурге на предстоящий месяц. У нас двести подписчиков его электронной версии. Мы стали в некотором роде естественной монополией, потому что мы имеем государственную поддержку.
- У вас есть конкретные цифры, фиксирующие результативность вашей деятельности?
- Накануне юбилея проводился опрос жителей Европы о том, что они знают о Петербурге и его 300-летии. Результаты меня поразили. Честно говоря, мы не ожидали, что это событие и город стали такими известными. Десять лет назад багаж из Дублина улетал в американский штат Флорида, где тоже есть Санкт-Петербург. Сегодня Европа знает, где находится наш Санкт-Петербург. Недавно к нам в институт пришел запрос из небольшого датского города, который хочет стать побратимом Петергофа. Наверное, руководство города обратилось к нам потому, что увидело на нашем сайте, что мы владеем информацией. Мы выступаем здесь в роли своеобразного координатора и информационного посредника.
- Как изменилась система образования в культурной сфере за это время?
- Творческие вузы как работали, так и работают. Наша же задача - повышение квалификации и обучение тех, кто уже трудится в этой сфере. Нам удалось создать систему непрерывного образования. Проведены сотни курсов, семинаров, конгрессов, симпозиумов, где организатором выступал наш институт. Причем мы привлекаем не только гуманитарные вузы, но и экономические. Этому конца нет и быть не может. Потому что объем информации растет как снежный ком, и мы постоянно ощущаем необходимость ее обновления.
- Изменился ли за эти годы работник культурной сферы?
- Сегодня он принципиально другой человек. По менталитету и технологическим навыкам. Раньше библиотекари очень часто жаловались на жизнь и низкие зарплаты. Сегодня они знают, что многое зависит от них самих. Если есть идея или проект, то с помощью современных информационных систем он может найти источники их финансирования. Раньше мы консультировали людей в том, как из идеи сделать проект. Сегодня большинство это уже знает и умеет. Нынче более нас интересуют межведомственные проекты.
- Например?
- Мы сделали первый зимний фестиваль "Площадь Искусств". Мы помогли им, а теперь это фестиваль мирового уровня. В июле, например, вместе с Владимиром Фейертагом организуем фестиваль "Балтийский джаз". Главное для нас - помочь творческой личности реализовать свои идеи. Нам на практике гораздо интереснее реализовывать идею партнерских отношений. Как это было во время подготовки "Плошади Искусств", когда мы свели вместе Филармонию, Русский музей и Гранд-отель "Европа". И мы рады, что нам удалось выработать не только концепцию фестиваля, но и помочь ее реализовать методически. Не менее важно для нас лоббировать интересы культуры в политическом смысле.
- И как вам это удается?
- Мы участвовали в разработке такого проекта, как Стратегический план развития Петербурга. Можно о нем спорить, но двести городов России сделали такие же стратегические планы по образцу и подобию того, что мы сделали. В центр плана мы поставили 300-летие как шанс, который может быть использован для процветания города. Вот сегодня, в канун выборов губернатора, всех горожан, наверное, волнует вопрос о том, кто должен отвечать за культуру Петербурга?
- У вас есть перечень конкретных требований к этой фигуре?
- Во-первых, этот кандидат должен уметь выполнять представительские функции. Во-вторых, он должен знать город и его историю. А еще важен принцип: не навреди.
- Но есть же одна из главных особенностей культурной ситуации в городе - ее межведомственность...
- Посетителю музея в принципе все равно: подчиняется музей Министерству культуры или губернатору Петербурга. Поэтому мы так активно ищем и разрабатываем проекты и программы, консолидирующие учреждения культуры разной ведомственной подчиненности. Например, выставка в Мраморном дворце, посвященная 220-летию Мариинского театра, основанная на фондах городского Музея театрального и музыкального искусства.
- Вы можете сформулировать основные приоритеты культурной политики, каковыми они видятся вам в нынешней ситуации?
- Прежде всего это забота о детях. Например, проект выставки детского рисунка, который мы начинали реализовывать еще при Анатолии Александровиче Собчаке. А в будущем году состоится огромная выставка детского рисунка из фондов Русского музея.
- Ваши пожелания тем, кому предстоит отвечать за культуру Петербурга в будущем...
- Нам бы очень хотелось, чтобы будущий руководитель города понимал: сегодня культура в Петербурге - это градообразующая сфера. Мы уже научились подсчитывать доходы от культуры. Надо думать о стратегии развития города, где культура будет одной из ключевых сфер. Совершенно очевидно, что туристическая инфраструктура отстала от многообразия насыщенной культурной жизни. Люди хотят приехать в Петербург, но не всегда могут. Поэтому нам и надо думать не о том, чтобы было больше фестивалей и конкурсов, а том, чтобы они гармонично насыщали городской календарь круглый год.
- А как же тезис о том, что культура выше политики?
- Я бы сказал так: у города должна быть своя культурная политика. Но вряд ли нам подойдет какая-нибудь иностранная модель, потому что Санкт-Петербург был и остается неповторимым культурным мегаполисом.