БЕСЕДЫ С ПТИЦАМИ ПЕТРОВИЧА И ДИОНИСИЯ
Ферапонтово - прекрасное место. Это поселок Кирилловского района Вологодской области. Белозерье. Там тихо; там над озером на холме возвышаются два шатра надвратной церкви монастыря, основанного иноком Ферапонтом в начале XV в. В монастырских приделах - церковь Рождества Богородицы с фресками великого Дионисия. Рядом - колокольня, маленькая Благовещенская церковь. Музей. Вокруг - поселок, состоящий из разбросанных между озерами деревянных домиков. Бродят козы, на лугах коровы пасутся. Провода свисают с темных, старых телеграфных столбов. Изредка заедет туда автобус с туристами или зарулит любознательный горожанин из Питера или Вологды. И снова тишина. Идиллия.
Неожиданно для всех в июне этого года в Ферапонтовском музее открылась выставка питерского художника Александра Войцеховского. Выставка, пожалуй, столь же тихо-необычная, как сами окрестные белозерские места. Уж больно своеобразен Войцеховский, или Петрович, как его чаще называют друзья и ценители его творчества (что одно и то же). Своеобразен как художник и как человек. Прежде всего, он не художник, а доктор. Врач скорой помощи и (без шуток!) специалист по выведению из запоев. А во-вторых, он путешественник. Тува, Хакасия, Америка, раскопки, поездки на автомобиле по бездорожью Сибирского тракта, кратковременная служба в качестве судового врача. Он никогда не учился рисовать и как художник совершенно прост. Петрович выработал свой стиль - одновременно наивно-непосредственный и архаически-внушительный. Истории причудливых людей и необыкновенных животных, рассказанные при помощи карандаша и картона.
Характерно, что на работы Войцеховского одними из первых обратили внимание не профессиональные художники, а кинематографисты: замечательный режиссер-мультипликатор Норштейн, автор "Ежика в тумане", и актер Ярмольник. В зале Ферапонтовского музея, где выставлены "картинки Петровича", посетителя охватывает необычное ощущение: как будто он попал внутрь неведомого, но очень симпатичного мультика. Динамика, движение обаятельных персонажей захватывает и вовлекает. Как это Петровичу удается?
Удается благодаря непосредственности. Чистая душа и тонкий, своеобразный ум явлены в его творчестве так же искренно, без посредничества профессиональных хитростей, как искренно явлены озера и холмы Ферапонтовой округи, как просто растет трава на здешних заливных лугах, как птички в воздухе чирикают. Просто - а вот увидел инок Ферапонт во всем этом что-то Божье и построил келью, разросшуюся после его смерти в величественный монастырь.
Самое замечательное качество картинок доктора Войцеховского заключается в том, что при встрече с ними, как и при встречах с природой, не возникает вопрос: "Зачем?". И еще: между ними и зрителем нет никакой преграды, никакой стены. Это не предметы для восхищенно-бессмысленного любования. Каждую из них можно (и хочется) взять к себе, повертеть в руках, повесить так, потом эдак, положить на стол под стекло, потом вынуть оттуда, запихать себе в карман и носить с собой, чтобы как-нибудь потом вдруг достать, посмотреть, показать соседу по квартире, спутнику в поезде, любимой девушке на свидании.
Абсолютно очевидно, что делал их не профессиональный художник, а дилетант. Делал, "не делая из еды культа", не воображая о себе чего-то эдакого, а - просто. И даже без цели. И так же абсолютно очевидно, что от встречи с этими картинками любому человеку становится лучше жить на свете. Они совершенно адекватны личности автора и потребностям душ зрителей - без всяких моралей, потуг самовыражения и прочих неестественностей. Поэтому они выразительны. Поэтому они обаятельны. Художественная психотерапия. Истинный психотерапевт - это тот, про кого, общаясь с ним, никогда не догадаешься, что он тебя лечит.
Надо признаться: я всегда чувствовал некоторую странность, неорганичность ситуации на выставках Александра Войцеховского, имевших место в арт-галереях Петербурга и Москвы. А вот в монастырских стенах в Ферапонтово - в двух шагах от величественной и священной живописи Дионисия, в стране осиянных Божественным светом лугов и озер - эти забавные картинки, олени, ежики, люди с заячьими ушами, любопытные лошади, длинноносые муравьеды, господа в котелках, корявые дамы и усатые горцы - словом, далекие от всякого величия образы и существа смотрятся гармонично, естественно. Как Франциск Ассизский, беседующий с птицами: в современном городе неминуемо выглядел бы он сумасшедшим - за пределами безумной городской цивилизации его союз с пернатыми прост и очевиден.
Жаль вот только, что добираться в Ферапонтово из Питера непросто: до Вологды поезд всю ночь, там нечастый автобус - несколько часов по плохой дороге... А как снова хочется в ту тишину, в тот покой.