ВЕРА В ПРЕОБРАЖЕННЫЙ МИР

Всем известна русская фольклорная поговорка "чудо чудное, диво дивное". А могут ли чудо и диво существовать вместе? Оказывается, могут. В начале июля, например, исполнилось 650 лет явлению чудотворной тихвинской иконы божьей матери и 230 лет удивительному городу Тихвину. Его история уходит в глубь веков.

ЦЕНТР И ФОРПОСТ С I века здесь обитало племя весь - одно из финно-угорских племен северо-запада Русской равнины. В IX-X веках пришли сюда славяне. Здесь пролегал торговый путь из варяг в греки, в Новгород, Вологду. Такое выгодное геоположение определило возникновение на левом берегу реки Тихвинки Пречистенского погоста (Нагорная часть Обонежской пятины), а впоследствии, в XV-XVII вв., крупного торгового центра и военного форпоста северных русских земель. Первое письменное упоминание о Тихвине относится к 1383 году. Оно связано с чудесным явлением на берегу реки Тихвинки иконы Божьей Матери, названной затем Тихвинской и славной своими чудотворениями. Именно для иконы была построена сначала деревянная Успенская церковь, а позже на ее месте каменный Успенский собор. Его воздвигал мастер Дмитрий Сырков на протяжении восьми лет, начиная с 1507 года, по велению московского князя Василия III. Успенский собор - белокаменный взметнувшийся вверх исполин, украшенный внутри грациозными фигурами работы тихвинских мастеров. Он является шедевром церковной архитектуры XV века. Вокруг собора по указу Ивана Грозного в 1560 году началось строительство большого мужского монастыря, ставшего впоследствии одним из крупнейших и известнейших монастырей России. В то же время на правом берегу реки Тихвинки был основан Введенческий девичий монастырь. Во второй половине XVII - начале XVIII века Тихвин процветал. Развивалось зодчество, художественные и железоделательные ремесла. Большим спросом не только в России, но и за ее пределами пользовались изделия тихвинских кузнецов. Поэтому не удивительно, что в середине 60-х годов кузнечный промысел вновь возродился, вылившись со временем в металлургический завод, называющийся сегодня "Титран". В 1773 году по указу Екатерины II Тихвин получил статус города и стал центром Тихвинского уезда. В XIX веке город развивался как торговый и ремесленный центр, благодаря открытию в 1811 году Тихвинской судоходной водной системы (Москва - Нижнее Поволжье). Удивителен Тихвин своей способностью даровать жизнь талантам. Это родина многих замечательных людей: художника Заболоцкого, археографа Бередникова, археолога Равдоникаса... Также здесь родился, провел неповторимые годы своего детства и сделал первые шаги в музыке Римский-Корсаков ("НВ" об этом уже рассказывало). Если приехать в Тихвин сегодня и прогуляться по исторической части города XVIII века, то можно окунуться в гармоничный сплав чудной природы и дивной архитектуры, характерный для городов русского севера. ИКОНА Наша газета не раз рассказывала о ее истории. За многовековую историю пребывания в Тихвинской обители она прославилась как покровительница - "крепкая защитница" святой Руси, "целительница больных и недужных". По свидетельствам летописцев, священный образ не раз творил чудеса в Тихвинском монастыре. Например, деревянный Успенский храм, где хранилась святыня, горел трижды. Чудо, но от пожаров не пострадали ни икона, ни деревянный крест, срубленный из сосновой колоды, на которой сидела Богоматерь, явившаяся местному юродивому. В XX веке Тихвин стал ареной ожесточенных боев (город награжден орденом Великой Отечественной войны I степени). Тогда-то Тихвин и лишился своей святыни. В годы войны в монастыре размещался немецкий гарнизон. А в 1944 году при отступлении немецких войск Тихвинская икона Божьей Матери, хранившаяся все это время у коменданта гарнизона, была вывезена в Ригу. Дальнейшая история иконы связана с именем архиепископа Рижского Иоанна (Гарклавса). После долгих скитаний с 1949 года архиепископ до конца своих дней нес службу в Троицком соборе Чикаго. В 1982 году перед своей кончиной владыка Иоанн завещал своему сыну, протоиерею Сергию (нынешнему настоятелю Свято-Троицкого собора Американской автокефальной церкви), что "...когда минует время безбожной власти и Тихвинский монастырь будет восстановлен...", он должен будет возвратить святыню обители. Долгожданное чудо должно свершиться уже ровно через год - святыня вернется в обитель к следующему дню явления иконы Тихвинской Божией Матери. Возникает вопрос: готово ли внутреннее и внешнее убранство монастыря и собора к приему святыни? Исчерпывающий ответ дал иерадьяк Александр Благочинный Тихвинского мужского монастыря: "Посмотрите на стены и дайте сами ответ на этот вопрос..." (Не буду кривить душой - при первом взгляде на монастырь у меня сжалось сердце.) "Восстановление монастыря при возвращении иконы - это не ультиматум, а человеческая, христианская просьба к людям хоть как-то поучаствовать в восстановлении дома для святыни, - продолжает отец Александр. - Ведь разрушали всем миром, а восстанавливать приходится единицам..." ПРАЗДНИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И МЫСЛИ В утро праздника в Успенском соборе началась праздничная литургия. Крестный ход обошел стены обители и направился через главные улицы на центральную площадь Мерецкова. Здесь в полдень тихвинским духовенством был совершен праздничный молебен. А потом - праздничные гулянья. Одновременно в Таборах у стен монастыря развернулось народно-игровое действо "Гуляй, душа!", а в Захаровском парке - народное гулянье "Игровая поляна". В них участвовали фольклорные коллективы из Новгородской и Вологодской областей, Брянска, Тихвинского района, Ленобласти (Пикалево, Бокситогорск). Основной целью, по словам одной из организаторов, режиссера районного ДК Оксаны Сикорской, является "...приобщение людей к народному творчеству, приложение к их истокам, подобное приложению к иконе, и очищающее души". Фестиваль уже популярен и со следующего года будет проходить на конкурсной основе. ...Фестиваль колокольной и духовной музыки "Праздничные звоны". В его рамках на суд зрителей свое искусство представили мастера колокольного звона из Москвы, Санкт-Петербурга и Воронежа. Среди участников концерта духовной музыки - хор братии Тихвинского мужского монастыря, ансамбль "Псалмопевцы" (Университет культуры, Петербург), хор Спасо-Преображенского собора (г. Тихвин), Псковский камерный хор, академический хор им. А. А. Якимовского (г. Лодейное Поле). В лубочную картинку Таборов органично вписывались народные игры с частушками и гармошкой, песнями и хороводами. И конечно же, выставка декоративно-прикладного творчества. Глаз радовали всевозможные изделия из лозы и бересты, глиняные свистульки, керамическая утварь, кричащие красками деревянные матрешки, расписные пасхальные яйца, тряпичные куклы, резные наличники, плетеные кружева, подобные паутине, и многое другое. Интересно, что "двойняшка" таборской выставки одновременно проходила на площади Мерецкова. Только это был "Город мастеров". Здесь я и познакомилась с Аркадием Петровичем Богдановым. Он общепризнанный резчик по дереву в Тихвине, его ручная работа заслуженно пользуется популярностью. Он свято верит в чудо возвращения иконы. А на мой вопрос: "Что бы вы пожелали городу в его день рождения?" - он ответил: "Возрождения!" Если мы возьмем средневековое искусство, то чудо выражается прежде всего через икону. Икона и есть чудо. Ведь недаром икону называют окном в иной мир, потому что она изображает мир, уже преображенный Божьей благодатью. Однако только верить в возвращение чудотворной иконы мало, необходимы еще усилия и труд для преображения мира.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.