ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ АРКАДИЯ ДЕГТЯРЕВА
Любители футбола, конечно, знают о существовании в нашем городе команды с названием "Локомотив". Петербургские железнодорожники участвовали в самом первом чемпионате России, дебютировав во второй лиге. Затем с 1996-го по 2000-й пять сезонов выступали в первой лиге (первом дивизионе) российского чемпионата. В 1997 году "Локомотив" добился своего наивысшего успеха, заняв в этом турнире пятое место.
В команде работали такие известные тренеры, как легенда "Зенита", его рекордсмен по числу сыгранных матчей и забитых мячей Лев Бурчалкин и знаменитый форвард тбилисского "Динамо" и сборной СССР, а ныне тренер сборной Грузии Гиви Нодия.
В команде питерских железнодорожников завершали карьеру чемпионы СССР 1984 года Михаил Бирюков и Юрий Герасимов. В "Локомотиве" сформировались как игроки Дмитрий Сенников, ныне выступающий за московский "Локомотив" и сборную России, Дмитрий Васильев ("Шинник", Ярославль) и Дмитрий Бородин ("Торпедо", Москва).
В 2001 году клуб потерял профессиональный статус и уже третий сезон выступает в региональных соревнованиях под эгидой МРО "Северо-Запад". Как же в нынешней непростой экономической ситуации удается выживать любительской команде? Ведь "Локомотив" в отличие даже от участников чемпионата Петербурга среди мужских команд не имеет в спонсорах какой-либо солидной компании.
Аркадий Дегтярев в "Локомотиве" работает уже десять лет на разных должностях. Начинал водителем, вырос в директора футобольного клуба. Опыта ему не занимать, в том числе и отрицательного.
Чтобы выжить
- Часто говорят, что потеря профессионального статуса для клуба равносильна смерти. Как "Локомотив" сумел выжить?
- Начать, наверное, надо издалека, вспомнить, как все это случилось в 2000 году. У нас и перед этим два года были проблемы, задолженности по зарплате, но каждый раз все заканчивалось благополучно - долги погашали, команда сохранялась. Как раз к сезону-2000 мы подготовились, как мне казалось, серьезно. Пришли интересные игроки - Руслан Суанов, братья Гизо и Звиад Джеладзе. Помните, тогда на сборе в Турции "Локомотив" выиграл у московского "Спартака" контрольный матч, а ведь у спартаковцев вышел вполне боевой состав. Но сменился начальник Октябрьской железной дороги, вместо Александра Кузнецова был назначен Геннадий Комаров. Он сразу же дал понять, что профессиональная футбольная команда ему не нужна.
Окончательно прекратилось финансирование летом. Можно было сняться с соревнований и самоликвидироваться.
- Однако вы этого не сделали, "Локомотив" продолжил играть и сохранил место в ПФЛ.
- Очень не хотелось бросать дело, которому отдано столько сил. В тот момент я надеялся как-то в будущем изменить ситуацию. Тем более что удалось наскрести денег на то, чтобы дотянуть сезон до конца.
- Средства "изыскали" за счет продажи игроков?
- У нас был всего один футболист, за которого можно было выручить более-менее значительную сумму, - Дмитрий Васильев. Им интересовался "Зенит", но не проявил должной активности. Поэтому Дмитрий ушел не в "Зенит", а в "Шинник", где играет и сейчас. За других ушедших от нас игроков мы тоже получили компенсации, пусть и небольшие. Денег как раз хватило на переезды, на питание и на минимальные выплаты молодым игрокам из нашей дочерней команды, которых дозаявили вместо ушедших. До финиша мы дотянули, сохранили для Петербурга место во втором дивизионе.
- Никто не пришел на помощь?
- Скорее наоборот. Появились люди, заявившие, что ФК "Локомотив" им чего-то не доплатил. Хотя я и работал директором, но вникал все же не во все детали, а в клубе, пока в нем были какие-то деньги, крутилось немало людей, которые непонятно чем занимались - агенты, селекционеры и т. п. Свои претензии они доказать так и не смогли. Например, один человек требовал свой процент за переход к нам украинского футболиста, который полгода поиграл у нас, а затем ушел. При этом никаких документов этот агент представить не сумел, но довольно долго требовал, чтобы ему заплатили несколько тысяч долларов.
Помочь нам могла Октябрьская дорога. Мы задолжали около 2 миллионов рублей стадиону имени Кирова и попытались оформить погашение этой суммы за счет налогов, что дорога перечисляет в городской бюджет. Собрали все необходимые документы, получил добро от председателя спорткомитета Меттуса, но когда оставалось поставить последнюю подпись, то выяснилось, что эта сумма уже распределена спорткомитетом на другие цели. И "Локомотив" остался должен стадиону.
В нашем футболе крутятся слишком большие деньги
- Как известно, вы боролись до последнего за сохранение членства "Локомотива" в ПФЛ.
- Да, я несколько раз ездил в Москву, в офис ПФЛ, пытался отсрочить лицензирование. Надеялся убедить руководителей Октябрьской дороги все же предоставить финансовые гарантии футбольному клубу во втором дивизионе.
- Для участия во втором дивизионе клуб в 2001 году должен представить гарантии годового бюджета как минимум на миллион долларов. Сейчас эта сумма выросла до 1,5 миллиона.
- Поверьте, уж я-то знаю, что 90 процентов российских клубов во втором дивизионе и больше половины в первом не имели тогда и, скорее всего, и сейчас не имеют тех бюджетов, что требует ПФЛ. Такие деньги ни у кого не лежат в сейфе или на банковских счетах, гарантийные документы представляют в большинстве случаев местные власти. Клубы обходятся гораздо более скромными суммами.
- Тогда вы решили пойти на альянс с "Зенитом".
- "Зенит" после возрождения турнира дублеров решил сохранить за своей дочерней командой место во втором дивизионе. Мы провели переговоры и достигли соглашения, благодаря которому "Зенит" получил место для своего фарм-клуба - "Зенита-2", выступавшего некоторое время как "Локомотив-Зенит-2", а "Локомотив" - средства, для того чтобы выступать в региональном дивизионе.
- Питерский "Локомотив" не первый и не последний из клубов, переживших финансовый крах. Можно вспомнить камышинский "Текстильщик", нижегородский "Локомотив", московские "Асмарал" и "Спартак-Чукотку", сочинскую "Жемчужину", красноярский "Металлург". Екатеринбургский "Уралмаш" прошлой зимой был вынужден сменить учредителей и отказаться от исторического названия, на грани исчезновения был "Спартак" из Нальчика. Сейчас большие проблемы у смоленского "Кристалла" и тольяттинской "Лады". И это все команды высшего и первого дивизионов, а уж о низших эшелонах нашего футбола и говорить нечего! Почему такое происходит? Может быть, чересчур велики затраты на содержание профессиональных клубов в России?
- Трудно ответить однозначно. Когда я начинал работать в футболе, то в то время, в начале девяностых, запросы игроков и тренеров, уровень зарплат, премиальных, подъемных, трансферных сумм меня просто поражали. Но таково положение вещей не только в России. Футбол - капиталоемкий вид спорта. Может, кому-то это покажется несправедливым, но расходы в нем были и будут на порядок выше, чем, например, в волейболе или гандболе. Ни один клуб в России, даже самый знаменитый, как, например, "Спартак", не зарабатывает сам и не может заработать и половины своего бюджета на продаже прав на рекламу, телетрансляциях, билетах, сувенирах. Да, сейчас богатые люди в России проявляют к футболу большой интерес. Нашлись очень солидные спонсоры у ЦСКА, "Крыльев Советов", "Динамо", да и у "Зенита". В Россию охотно едут иностранные футболисты, причем гораздо более высокого класса, чем несколько лет назад.
А вот в первом, и тем более во втором дивизионах клубам гораздо сложнее найти спонсоров.
- Получается, что даже если в городе или области есть компании, способные содержать команду, их больше привлекают популярные московские клубы. Например, "Норильский никель" вложил средства не в красноярский "Металлург", а в "Торпедо-ЗИЛ". Поэтому почти все клубы в низших лигах ищут поддержку у местных властей. Те же стремятся сэкономить. Может быть, они и правы, ведь ни в одной стране мира нет такого количества профессиональных клубов, как в России... А, скажем, в благополучных Швеции, Норвегии, Дании почти все команды полупрофессиональные.
- Причины еще в том, что футбол не тот вид деятельности, в которой вложенные средства быстро приносят прибыль. Сейчас их вкладывают в приобретение игроков, в приглашение тренеров. А на финансирование спортшкол, на подготовку детских команд, на строительство стадионов, на оборудование полей для тренировок денег по-прежнему не хватает.
Играть должны те, кто любит футбол
- Сейчас команда "Локомотив" выступает в любительских соревнованиях - региональном дивизионе. Правильнее, наверное, было бы назвать их полупрофессиональными, ведь победитель получает право стать участником первенства России, войти в ПФЛ. Через это прошли такие известные клубы, терявшие профессиональный статус, как питерское "Динамо", ростовский СКА.
- Откровенно скажу - "Локомотив" сейчас не готов к возвращению в ПФЛ. Наша цель - создание хорошей команды и развитие инфраструктуры. Мы двигаемся постепенно, каждый шаг требует больших усилий. Скачки здесь опасны и вредны. Сколько уже команд, в том числе и в Питере, найдя источники финансирования, пытались подняться наверх, не созрев для этого, - ничего хорошего у них не получалось. В этом году мы пригласили опытного высококвалифицированного специалиста Виталия Лебедева, он несколько лет работал в "Зените". В команду набрали молодых футболистов, которые очень хотят проявить себя.
- У них должен быть стимул - хорошей игрой заслужить внимание, получить приглашение в профессиональный клуб, хорошо заработать. Кстати, футболисты-любители получают деньги?
- Получают. Но, конечно, значительно меньше, чем во втором дивизионе. Впрочем, настоящие любители - это те, кто играет для своего удовольствия. А в организованный футбол давно играют за деньги. Ведь и раньше, даже в чемпионате Ленинграда, футболистам платили. Почти все наши игроки где-то учатся, некоторые подрабатывают, но и футбол неплохой для них заработок.
- Да, вспоминается шутка одного югославского сатирика двадцатилетней давности: "Раньше в футбол играли из любви к нему, сейчас играют за деньги, а скоро будут играть из любви к деньгам". Не наступили еще эти времена? Велик ли бюджет любительского клуба?
- Мы стараемся тратить как можно меньше, но все равно годовой бюджет получается под 100 тысяч долларов.
- Кто же финансирует ФК "Локомотив"?
- Помогают бизнесмены, руководители небольших фирм. По большому счету я занимаюсь тем же, чем все руководители футбольных клубов в России, - прошу деньги у тех, кто может их дать. Разница в том, что они просят у спонсоров миллионы, а другие, как я, - тысячи. Каких-либо выгод наши спонсоры извлечь не могут. Ведь футбол в России приравнен к обычному бизнесу - нет никаких налоговых льгот.
- Те, кто помогает, делают это потому, что любят футбол или из-за дружбы с вами?
- Если человек равнодушен к футболу, то, как много у него ни было бы денег и как бы он хорошо ни относился лично ко мне, его нельзя убедить помочь команде.
Болельщики есть везде
- Как вы оцениваете организацию соревнований в региональном дивизионе "Северо-Запад"?
- На мой взгляд, организаторы могли бы быть активнее. Ведь задача федерации футбола МРО "Северо-Запад" - развивать футбол в нашем федеральном округе. А особого прогресса нет. Число участников уменьшается - территория от Калининграда до Северодвинска, а играют всего 10 команд, и организаторы не проявляют заинтересованности в том, чтобы в турнире играли новые клубы. От Петербурга сейчас выступаем только мы и команда СДЮШОР "Зенит", из Ленобласти - всего одна команда - "Приозерск", объединившийся с дублерами "Динамо". А ведь не так давно в Гатчине и Выборге были хорошие команды. Выбыл из числа участников Великий Новгород - крупный областной центр.
Федерация собирает взносы от клубов, выдвигает к ним требования, но не очень-то добивается их выполнения. Возьмем стадионы - ни один их них полностью не соответствует регламенту регионального чемпионата. Или нет горячей воды в раздевалках, или не работает радиотрансляция, или трибуны в аварийном состоянии, а то их просто нет. И директора стадионов нисколько не заинтересованы в их благоустройстве. В лучшем случае они поддерживают в неплохом состоянии поля, хотя и с этим проблемы - вовремя не стригут газон, не делают как надо разметку. Знают, что командам даже в Петербурге все равно деваться некуда и они согласятся играть у них.
- Матчи любительского чемпионата вызывают интерес у зрителей?
- В Питере на наших играх, конечно, немного болельщиков, а вот в глубинке народ ходит. В Великих Луках, Мурманске, Северодвинске, Кондопоге собирается по несколько сотен, иногда за тысячу переваливает. Вообще, исходя из своего опыта, скажу - в каждом городе есть те, кто любит футбол, любит свою команду и будет ходить на нее независимо от того, в каком турнире она выступает. Поэтому я думаю, что разделение первого дивизиона на зоны по территориальному принципу пошло бы на пользу. Например, болельщику в Перми, если соперник не московский "Спартак" или другой знаменитый клуб, все равно, с кем играет их "Амкар" - с "Балтикой", приехавшей из далекого Калининграда, или с "Газ-Газом" из соседнего Ижевска. Разделение первого дивизиона на зоны сократит не только деньги на транспортные расходы. Время, которое тратится сейчас на переезды, перелеты, сидение в аэропортах, освободится на тренировки, повышение мастерства игроков.
- Как будет развиваться ФК "Локомотив" в ближайшем будущем?
- Сейчас наш статус - общественная организация. С фактически частной футбольной школой "Локомотив", которая базируется на стадионе "Балтика", мы связаны юридически как учредители и помогаем ей по мере сил. Конечно, хочется получить поддержку руководителей Октябрьской магистрали, наладить взаимодействие с дорожным физкультурно-спортивным комитетом - ДФСК, занимающимся сейчас массовой оздоровительной физкультурой. В их ведении есть спортивные объекты, принадлежащие Октябрьской дороге, некоторые их них заброшены, приходят в негодность. Если бы нам один из них выделили, то мы могли бы его отремонтировать и оборудовать там свою базу. О своем стадионе остается только мечтать, но ведь и у "Зенита" нет своего стадиона. Будем постепенно развивать инфраструктуру, растить своих футболистов, в Питере много талантливых ребят. Надеюсь, что сможем со временем вернуться в профессиональный футбол.