ЭКОНОМИКА НЕ ТЕРПИТ КРАЙНОСТЕЙ
В последнее время в полемике относительно путей развития России все чаще предлагается сделать безальтернативный выбор между двумя моделями модернизации экономики - импортзамещающей и экспортно-ориентированной. Между тем почему-то отметается тот вариант, когда оптимальным путем развития может служить взвешенное сочетание производства товаров на внутренний рынок и экспорта высокотехнологичной продукции. А именно такой подход характеризует двух флагманов петербургской промышленности - холдинговую компанию "Ленинец" и завод "Севкабель".
Как считает президент "Ленинца" Анатолий ТУРЧАК, заметное оживление российской экономики во многом связано с процессом импортозамещения. Однако сама по себе ориентация на замещение импортных товаров не может обеспечить формирование долгосрочных конкурентных преимуществ отечественных предприятий перед зарубежными корпорациями. Воспроизведение популярных продуктов зарубежных фирм с опозданием на 3-5 лет способно приносить временный успех только за счет сравнительного преимущества в ценах.
- Очевидно, что сохранение российского машиностроения в долгосрочной перспективе возможно исключительно за счет создания продукции с уникальными рыночными характеристиками, - убежден глава "Ленинца". - А этого можно достичь, только сосредоточив все ресурсы отечественных компаний на производстве оригинальных товаров на основе ключевых исследований, разработок, специальной подготовки рынков. Необходимо сконцентрировать инвестиции на так называемых прорывных технологиях.
В том, что именно такой подход может привести к эффективному развитию, видно и на примере самого "Ленинца" - первой в России холдинговой компании, созданной на базе предприятий, которые специализировались в области разработки и изготовления радиоэлектронных систем.
В течение десятилетий "Ленинец" считался одним из самых важных, а значит, и закрытых предприятий военно-промышленного комплекса. Здесь разработаны практически все радиолокационные системы управления ракетным оружием и прицельно-навигационные системы, пилотажные комплексы, бортовые автоматизированные системы контроля. Был даже весьма экзотический случай, когда на "Ленинце" создавались средства для стратегического вооружения Соединенных Штатов. Впрочем, сотрудничество с американцами активно развивается и сейчас.
Как известно, сейчас предприятия ВПК зарабатывают в основном на экспорте оружия. Но назвать "Ленинец" исключительно экспортно-ориентированным предприятием никак не получится. Ведь холдинг, уделяя первоочередное значение разработкам в сфере высоких технологий, активно внедряет их и в продукцию гражданского применения, в которой так нуждается Россия. Здесь и высокоэффективные радиоэлектронные комплексы для гражданской авиации, и оборудование для железнодорожного и городского электротранспорта, и приборы геофизической разведки, и медицинская техника. Не говоря уже о системах очистки воды, холодильниках и пылесосах.
Так что компания имеет свои приоритеты не только в мире. Вернее - только в мире, в котором не последнее место занимает Россия.
Но если технологическое превосходство "Ленинца" изначально создавалось в недрах ВПК - нашем самом "продвинутом" секторе промышленности, то успехи другого петербургского гиганта - завода "Севкабель" - никоим образом не связаны с интеллектуальной начинкой оборонной отрасли. И вместе с тем это старейшее кабельное предприятие России, основанное еще в позапрошлом веке, продолжает активно развиваться. В этом году ОАО "Севкабель" планирует вложить более 10 млн долларов уже в третий этап технологического перевооружения завода. А за предыдущие два года на эти цели было направлено более 24 млн долларов. Кстати, на третьем этапе будет установлено новое оборудование для производства самонесущих изолированных проводов для ускоренной модернизации линий электропередачи по заказу РАО "ЕЭС России". По прогнозам, объем продаж компании увеличится в 2003 году с 1,5 млрд до 2 млрд рублей.
Такое поступательное развитие "Севкабеля" объясняется в первую очередь уникальным объединением в едином комплексе работ по разработке, производству и реализации кабельно-проводниковой продукции.
- Мы строим свою работу, применяя самые современные методы стратегического планирования и организации производства, маркетинга и управления - так оценивает "секреты" успешной работы предприятия генеральный директор ОАО "Севкабель" Геннадий МАКАРОВ. - Приоритетным направлением развития является техническое перевооружение, модернизация и реконструкция основных фондов, внедрение новых материалов и технологий. Это позволяет не только получить экономический эффект, но, главным образом, расширить ассортимент выпускаемой продукции, увеличить ее объем, обеспечить требования потребителей, в том числе за счет замены зарубежных материалов на отечественные.
Основной объем продукции "Севкабеля" действительно поставляется на внутренний рынок. Стратегическими потребителями для предприятия, кроме РАО "ЕЭС", являются "Ростелеком", "Газпром", "Мосэнерго", "Ленэнерго", "Электросила". Этот список можно продолжить. Но в то же время "Севкабель" и экспортирует в десятки стран мира. Развиваются программы по продвижению кабельной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, Балканских государств, активно восстанавливаются позиции в странах бывшего СССР.
Как видим, не все успешно развивающиеся системы можно втиснуть в прокрустово ложе чисто экспортной или на 100% импортзамещающей моделей. Может, и при разработке дальнейших направлений продвижения российской экономики стоит не замыкаться в стерильно-теоретических изысканиях, а учесть опыт предприятий, которые сами стали образцом, своеобразной моделью оптимального развития?