АНТИАМЕРИКАНИЗМ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
На экране кинотеатра "Аврора" демонстрируется лента скандального датского кинорежиссера
Ларс фон Триер обожает эпатировать публику не только своими поступками, но и фильмами. Нынче он увлекся идеей сделать кинотрилогию со "скромным" названием USA. Первым фильмом цикла как раз и стал "Догвилль". Картину безжалостно проигнорировали на последнем Каннском фестивале. Зато ее очень полюбили те, кто обожает авторское кино и не очень любит Америку. И в самом деле, что может быть эпатажнее истории, длящейся на экране почти три часа и разыгранной в абсолютно условных декорациях?
Сюжет у Триера, конечно, присутствует. Это история некой женщины по имени Грейс, которая скрывается от главаря мафиози в небольшом захолустном городке под названием Догвилль, что в дословном переводе обозначает "собачья деревня". Каково название - такова и жизнь. Хотя жителям Догвилля поначалу не откажешь в сочувствии. Они дают приют Грейс, но когда объявляется глава той самой мафии и требует отдать ему в руки девушку, начинается то, что не однажды исследовало мировое искусство: каждый ищет собственную выгоду. Естественно, что предметом торга становится Грейс и то, чем она может отплатить за такое вот гостеприимство.
Подробности и детали проявления характера каждого персонажа не столь уж и важны. Они могли быть такими, какие они есть в фильме Триера. Могли быть и другими. Гораздо важнее для режиссера попытка исследования феномена преображения индивидуума в трусливого обывателя перед лицом угрозы извне. И в обрисовке подобных метаморфоз датчанин безжалостен. В этом ему помогает отменный актерский состав во главе с Николь Кидман, играющей Грейс. Рассказывают, что Триер сумел удерживать весь ансамбль на съемочной площадке почти шесть недель и никто не устраивал скандала. Видимо, работать с одержимым датчанином чрезвычайно интересно. Не менее любопытно было бы узнать: за что Ларс фон Триер так не любит Америку?
Ведь он в ней никогда не был. Режиссер смертельно боится передвигаться с помощью самолетов. Понятно, что свое представление о супердержаве-одиночке он составил из просмотров американских телеканалов. И этот эксперимент заслуживает внимания, ибо мифы массового сознания, транслируемые средствами массовой же коммуникации, дали удивительные всходы. Триер увидел Америку страной, сплошь населенной людьми, боящимися жизни и терпящими в этой жизни неудачу за неудачей. Есть в английском языке слово looser, которое очень точно обозначает смысл подхода датчанина к американской нации. Как житель маленькой, но гордой страны, он - скажем мягко - на дух не выносит того, как американцы кичатся собственными достижениями и успехами, улыбаясь во все тридцать два зуба.
По-брехтовски условное кино Триера не оставляет сомнений в том, почему в США так не любят творения датчанина. После того как "Танцующую во тьме" обделили "Оскаром", отношения режиссера с этой страной явно обострились. Триер решился проникнуть в Америку изнутри. Он предпринял явно опасное путешествие в подсознание нации, закомплексованной как собственными успехами, так и собственным прошлым, отнюдь не безоблачным. Ведь именно из Европы за океан отправлялись те самые looser‘ы, бывшие не в ладах с законом и моралью. Поэтому в крови у любого интеллигентного европейца и сидит тот самый ген антиамериканизма, который иногда дает столь очевидные рецидивы. Ларс фон Триер уже готов снимать второй фильм своей дилогии под названием "Мэнделей" (о черной религиозной общине). Николь Кидман уже дала согласие участвовать в проекте. А завершит грандиозный замысел датчанина картина с простым и звучным названием "Вашингтон".
Напоследок цитата из одного европейского автора по поводу Америки: "Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую - подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort), большинство, нагло притесняющее общество... такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами". Александр Пушкин. 1836 год.